Под магией: Морияма Дайдо

уличная фотография street photography

В 2010, когда я только начинал постигать азы пленочной фотографии и гонялся за “решающими моментами” мой взор упал на японского фотографа Морияму Дайдо (Moriyama Daido). Что тут сказать? Его личность внутри Японии культовая. На Западе он вызывает двойственное впечатление. Его стиль и подача материала настолько отличаются от общепринятых, что люди либо ненавидит Морияму, обвиняя его в банальщине и отсутсвии вкуса,  либо обожают за его манеру подачи материала. В США он даже получил прозвище “крёстного отца” уличной фотографии.

уличная фотография, стрит фотографияПризнаться честно я тогда сильно залип. Очень долгое время не мог понять, что такого в его фотографиях меня привлекает, почему они так радикально отличаются от того же Брессона, Франка, Виногранда? Как разгадать его код? Над ответами я бился не один год. В результате одна книга от автора под названием World Through My Eyes превратилась в целую коллекцию фотокниг разных эпох и времени. И если вы когда-нибудь спросите меня, кто был моим учителем по фотографии (ментальным), то я вам честно скажу, что Морияма Дайдо сыграл ключевую роль. Уж очень много душевных струн пересеклись с его волной. Данный текст это дань уважение творчеству мастера и желание отойти от своего учителя.

уличная фотография, street photography, стрит фотография

Морияма бунтарь

В 1961 году Морияма переехал в Токио, где в 1964 году познакомился с Накахирой Такумой. В 1968 году вышел в свет знаменитый журнал Provoke к которому во втором выпуске присоединился и Морияма. Журнал просуществовал 4 выпуска, после чего коллектив распался, а выход новых номеров прекратился. На момент публикации должного внимания со стороны общественности издание не получило, но стала отправной точкой для нового языка фотографии. Языка доведенного до абсурда, крайности. Имя ему are-bure-boke (あれぶれー暈け), что в переводе с японского означает “дрожание камеры, вне фокуса”. Именно ярко выраженное зерно на фотографиях, отсутствие фокуса и тяжелые градации серого стали визитной карточкой Мориямы. В 1972 году эта стилистика приобрела пиковую форму в книге Farewell Photography (Bye Bye Photogrphy или Shashin no Saionara). В последствии, не выдержав эмоционального накала он пристрастился к наркотикам и фактически выпал из мира фотографии на долгие годы. Но всё же, благодаря близким друзьям и всё той же фотографии, которую он не смог в итоге бросить, мир не потерял его.

Под магией Морияма Дайдо

К стилистике журнала Provoke я планирую обратиться в будущем, поскольку идеи журнала были куда шире и интереснее. Пока же вернёмся обратно к автору. Морияма один из тех немногих, которого чтобы полюбить сперва надо понять. Мне нравится Япония и читать о Японии. С одной стороны я смотрю государственный канал NHK, а с другой черно-белую и не самую чистую сторону Японии от Дайдо. Так у меня складывается более полная картина об этой интересной стране. Проецируя фотографии Мориямы на отечественную действительность я задним числом ощущаю точки соприкосновения культур, менталитета и столь же большую разницу народами, нациями. Это интересно. Лучше всего, именно как источник повседневной жизни,  автор раскрывается в своём периодическом журнале Record. Журнал представляет собой поток сознания из чистой фотографии подкрепленной малой толикой авторского текста. Это не проект с сильной философской базой и не лапша развешанная на уши. Это жизнь через призму автора и немного его впечатлений. Причем, на снимках часто изображены самые простые вещи, а чтобы снимать простые вещи надо быть смелым и умным человеком.

Под магией Дайдо Морияма

Сложный человек, простые камеры.

Я не знаю другого такого человека, который бы относился к камерам столь просто. Морияма Дайдо всегда предпочитал простые и доступные камеры. Часто это были мыльницы, шкальники, полукадровые аппараты. Иногда в старой прессе он проскакивал и с зеркальным Pentax и даже с 6х6 TLR Minolta, однако широкой массе он запомнился с камерой Ricoh серии GR. В настоящее время (на 2017 год) он фотографирует на Nikon Coolpix 9000 серии (это супер зум мыльницы 9500,9300,9700). Каждый раз, когда где-то со стороны я слышу про RAW, про мегапикселы, про выбитые света и тени я вспоминаю Морияму и его отношение к инструментам для фотографии, а также про его заслуги в мире фотографии. Это хороший повод перестать испытывать комплексы по поводу собственной техники и начать просто делать фотографии.

 

Под магией Дайдо Морияма

Простые камеры, простой взгляд.

Подобного рода отношение у Дайдо и к фотографии. Простые камеры настраивают на простое отношение. Если что-то работает на фотографию — это хорошо. Если что-то цепляет его взгляд — это достойно быть заснятым. Остальное уже не столь важно. Документальный фильм Near Equal очень хорошо раскрывает описанное мною выше. На улице он словно собака, что каждый день обходит свою территорию и оставляет “метки”. И недаром его самая каноническая фотография это фотография бродячего пса сделанная им совершенно случайно. За долгие годы нахождения на одних и тех же улицах у многих начинает замыливаться глаз и теряется не только ощущение новизны места, но и страсть познания. Когда ты относишься к вещам проще, то легче сохранить в себе эту детскую любознательность. Когда ты ассоциируешь себя с животным, то проще действовать инстинктивно.

Морияма Дайдо в своем творчестве прошёл через множество препятствий и остался верен фотографии. В 2017 крестному отцу уличной фотографии стукнет 79 лет и он по прежнему ходит с камерой наперевес. Словно маленький ребёнок, которому так и не наскучила улица. Он по прежнему выпускает книжную продукцию и он по прежнему верен своему ярко-выраженному стилю, хотя последнее время много экспериментирует с цветом. Мне бы очень хотелось сохранить в своей душе страсть и удивление как к жизни, так и к фотографии.

Под магией Дайдо Морияма

Особого упоминания стоит отметить его любовь к монохромному изображению. По словам самого Дайдо видеть мир в черно-белых тонах это, как видеть мир без одежды. Монохрому присущи символизм, абстракция и эротичность. Чем старше я становлюсь в собственном творчестве, тем четче вижу эту тонкую грань между цветным и монохромным миром. Именно поэтому когда я беру в руки цифровую камеру и вижу на экране цветное изображение, то я не вижу его монохромным. С другой стороны, когда у меня в фотоаппарате черно-белая плёнка и я не вижу цветного изображения мой стиль и взгляд как бы очищается и старается не замечать цвета, игнорировать его. В 2016 году мне очень много приходилось снимать исключительно на цифровые камеры и я уже почти привык к тому, что цифровая фотография — это цветная фотография.

 

Под магией Дайдо Морияма

Дайдо Морияма и его автопортрет.

 

Самый главный вывод, который я для себя сделал благодаря Дайдо заключается в том, что мы фотографируем не столько окружающий мир, сколько заглядываем в глубины собственной души. В наш внутренний мир. Со всеми его страхами, комплексами и переживаниями. Он виден на наших снимках и хорошо передается. Когда ты ходишь по улице много лет и всматриваешься в город, то город начинает всматриваться в тебя. Одно время я бегал за “событиями” на улице, но сейчас больше сосредоточен на том, что нравится именно мне. В то же время Дайдо Морияма и японская фотография в целом сильна тем, что авторское эго на ней практически не заметно. Что это означает? Фотография в момент нажатия кнопки это рефлексия его автора, но когда она встречается со зрителем, то может быть прочтена совершенно отличным от авторского замысла образом. Это вовлеченность является ключом к обогащению самой фотографии. Однако, чем сильнее эго автора на фотографии, тем сложнее вовлечь зрителя в эту игру. Поэтому я не очень люблю современную проектную фотографию, где идея затмевает визуальный ряд, делая общее впечатление невыразительным и скучным.

Под магией Дайдо Морияма

Как итог.

Чем больше я знакомился с творчеством Мориямы, тем лучше понимал, что его скорее интересует сама жизнь, нежели фотография. В тоже время он не мыслит себя без фотографии и путешествия. Отсутствие тяжелой философии, яркие образы, простой взгляд и непринужденность по жизни это всё то, за что я люблю этого автора. Безусловно, он не самый яркий фотограф в мире, но его яркий опыт и монохромный мир достойны того, чтобы уделить ему должное внимание.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *