Под магией: Александр Слюсарев

Александр Слюсарев, Москва 1988 г.

Александр Слюсарев, Москва 1988 г.

…Людям иногда довольно трудно привыкнуть к тому, что я показываю. Для того же, чтобы оценить работу, к ней надо привыкнуть, а потом из каждодневного с ней общения сделать вывод. Мимолетный характер фотографии не предполагает ее быстрого считывания — суть в ощущении мимолетности.

 

Вы слышали что-нибудь о метафизике? А о метафизической фотографии? В философии метафизика это раздел, который занимается вопросами исследования бытия, мира и первоначальной природы реальности. Не знаю, ассоциировал ли себя Александр Слюсарев с метафизической фотографией, но лично для меня Слюсарев и метафизическая фотография синонимы. Дело, конечно же, не в том каком жанре работал Сан Саныч (так ласково называли Александра Слюсарева коллеги и друзья), а в том какой след он оставил конкретно в моей фотографии. К сожалению, я познакомился с его творчеством уже после смерти мастера, но интересно то, что пишу о нём статью незадолго до его дня рождения в октябре.

Александр Слюсерв. Moscow, 1974

Александр Слюсерв. Moscow, 1974

Магия простых вещей. Обычные зрители считают, что автор смеется над ними будто Каземир Малевич со своим супрематизмом. Более искушенная публика находит смысл в замысловатой игре света, углов и линий. Я же нахожу в этом красоту простых вещей, как они есть. Это довольно трудно объяснить, потому что чтобы принимать такие фотографии, нужно понимать, что это не просто пакет, а часть нашей с вами повседневной жизни. Нужно именно, что осознавать себя в этой реальности. За каждодневной рутиной мы не можем остановиться, чтобы взглянуть и вспомнить. Вспомнить разного рода истории. Вспомнить истории весёлые и не очень, короткие и длинные, нелепые и поучительные. Для меня фотографии Сан Саныча это своего рода триггеры, которые активируют в памяти такие истории, а ещё помогают осознать себя и свою культурную принадлежность к стране, родине, времени.

Александр Слюсарев, Москва 1974 год.

Александр Слюсарев, Москва 1974 год.

Когда я старался выходить на улицу и фотографировать простых людей, то очень часто встречал негативную реакцию на меня, как на человека с камерой. Нежелая портить себе настроение, но желая продолжать познавать мир вокруг я обращался к другим фотографическим практикам. В этом плане подражание фотографиям Сан Саныча были способом отойти от этого негатива, которые давали люди, с одной стороны и продолжить заниматься фотографировнием на улице с другой. После дождя я выходил и фотографировал отражения в лужах. Как только всходило солнце я бежал на улицу и искал интересные переплетения геометрических фигур. Стоило увидеть пакет или штаны висящие на окнах —  тот час был готов снимок. Так, постепенно, я всё сильнее социализировался, стал меньше боятся и больше любить то, от чего многие, почему-то стараются дистанцироваться. Это можно сравнить со снятием розовых очков с глаз.

 

Александр Слюсарев. Из серии «Межсезонье»

Александр Слюсарев. Из серии «Межсезонье»

У меня есть вещи чисто концептуального свойства, но они получились сами по себе. Я делал отдельные снимки, а потом они сложились в серию, которая имеет начало и конец,  там понятно, о чем идет речь. А потом стал время от времени повторять подобные вещи. Это не западное понимание концепции, эти серии получаются естественно. Дуан Майклс  – чистый концептуалист. Но есть такой термин «ложная многозначительность», ее хочется избежать (из интервью Слюсарева сайту photographer.ru).

Мне нравится творчество Александра Слюсарева ещё и тем, что многие его серии или отдельные фотографии не надуманны, а прожиты жизнью. Натюрморты не складываются из головы, серии не рождаются из идеи. В западной фотографии очень сильны редакторские школы, которые затачивают мозги фотографов на запросы потребителей. Эти же модели пытаются прививать и у нас. С одной стороны, это всё дает некую уверенность в том, что у фотографа будет работа, но с другой становится более очевидна жесткая эксплуатация одних и тех же образов. Теряется не только уникальность автора, но и синтезируется само понятие жизни на фотографии. Александр Слюсарев очень любил жизнь и накапливал визуальный опыт, который позволял ему создавать более ценные, на мой взгляд, работы. У меня и у самого есть серии, которые рождались буквально за несколько часов, а некоторые приходилось и приходится разрабатывать годами. Ты живешь жизнь, делаешь снимки, пытаешься перенести большую трехмерную модель мира на маленький плоский кусочек бумаги. И нет нужды никуда торопиться.

 

Александр Слюсарев, Москва 1991 год.

Александр Слюсарев, Москва 1991 год.

«Я занимаюсь фотографией как таковой, а уж насколько она художественна, не знаю. Во-­первых, не мне решать, а, во-вторых, да какая мне разница, какой фотографией я занимаюсь… То есть это касается еще и жанров. В любом случае, я занимаюсь не журналистикой, а аналитической фотографией; то есть, для меня информация о конкретном моменте не важна, мне важна информация о состоянии этого, скажем так, момента». «Я меняюсь, и меняются обстоятельства. Повторю истину: река течет. Повтор, если он естественен, не повтор, а продолжение развития». Александр Слюсарев, 2008

Вы никогда не ловили себя на мысли, что сделали прекрасный снимок какого-то события, он нравится всем, но не вам? Однажды на станции Арбатская в верхнем вестибюле метро, в котором часто бывает солнце, я сделал снимок пожилого человека в контровом свете. Фотография получилась выразительной и собрала множество восторженных отзывов, но внутри меня боролись противоречивые чувства будто это совсем не мой снимок. В то время я бросался с камерой на любой сюжет, который вызывал у меня интерес. Мне было не важно, что это за событие или тема, главное, чтобы была «движуха». Так я ощущал фотографию. Не без помощи Сан Саныча я стал осознавать, что важно не только событие, но и собственное отношение к нему. Я не перестал снимать меньше направо или налево, но стал стараться не спешить сделать снимок и чаще прислушиваться к себе. В моем маленьком городе тяжело снимать, потому что с точки зрения движения в нём практически ничего не происходит. Анализируя собственную фотографию и пространство вокруг я стал смотреть на свой маленький городок иначе. Изменилось само понятие динамики и «ощущение места» с каждым годом дополняется  новым уровнем, потому что меняется не только городской пейзаж, но и сам автор.

Александр Слюсарев. Москва, 1984.

Александр Слюсарев. Москва, 1984.

— Мы с вами часто спорим о сути искусства. На ваш взгляд, что такое искусство и какова его главная задача?

— Оформление жизни в лучшую сторону. Разными способами, впрямую и через катарсис. Заодно и через культуру. Это качество!

Из интервью Частному Корреспонденту (автор Дмитрий Бавильский)

Пожалуй, только сейчас я понял насколько глубоко повлиял на меня Александр Слюсарев. То, что начиналось игрой в итоге вылилось в часть меня, как автора. Через фотографии отражений, теней, геометрической игры я переосмысливал истинную природу предметов, а также постигал их многообразность. Смысла в них содержится ровно столько, сколько этих смыслов заложено в тебе — так говорил сам Сан Саныч. Если ты не видишь в них смысла то это не означает, что этого смысла в них нет. Это ты не вкладываешь его в них. Фотография не в силах изменить этот мир, но способна изменить внутренний мир её автора, но только в том случае, если он способен выйти из мира внутреннего во внешний и принять его таким, какой он есть. Мне хочется думать, что чем больше людей осознает себя в пространстве, то тем ярче мы начнем оформлять его в лучшую сторону. Перестанем смотреть на чужой сад и думать, что яблоки в нём слаще. В каком то смысле Александр Слюсарев помог мне вырасти не только фотографически, но и просто по-человечески.

Познакомиться с творчеством Александра Слюсарева можно на его сайте или в ЖЖ (перестал обновляться в 2014 году). Так же рекомендую почитать его интервью на photographer.ru Здесь интервью Частному Корреспонденту. На YouTube есть несколько прекрасных роликов с его мыслями и снимками. Для желающих почитать что посложнее — ссылка на анализ творчества Слюсарева. Все представленные в данной статье снимки принадлежат их авторам и размещены для ознакомления.

2 Responses to Под магией: Александр Слюсарев

  1. Саша:

    Спасибо!!! Не знал о таком фотографе. Но уже очень нравятся мысли его. Кажется пониваю все полностью и соглашаюсь

Добавить комментарий для Саша Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *