В нужном месте в нужное время

Canon Canonet QL17 в естественной среде обитания

Canon Canonet QL17 в естественной среде обитания

Мне очень нравится фраза «F8 и быть там». Быть в нужном месте в нужное время. Мне также очень нравится фотографировать на плёнку. Но несмотря на свою любовь есть некоторые вещи, которые я должен осознать и принять. Стык технологий — очень интересное время. Ты можешь наблюдать зарождение чего-то нового и постепенный отход старого. Хотя, всё в мире циклично, есть вещи и ситуации, воспроизвести которые вне соответствующего времени и возможностей будет крайне затруднительно.

Гарри Виногранд - портрет обезьянки с камерой

Гарри Виногранд — портрет обезьянки с камерой

К примеру, Гарри Виногранд (Garry Winogrand) или, как его ещё называют, обезьяна с фотоаппаратом, оставил после себя 2500 непроявленных катушек плёнки и 6000 роликов проявленных, но не просмотренных им или ассистентами роликов. Это 288 000 снимков. Я всё думаю, а если бы у Виногранда была цифровая камера стал ли он фотографировать ещё больше? 288 000 негативов это без малого ресурс затвора профессиональной зеркальной камеры. Leica M10 стоит 550 000 рублей, плюс объектив Leica Summicron-M 35 mm / f2 за 250 000. Скорее всего такой бы комплект предпочёл Гарри, общей стоимостью 800 000 рублей, живи он в настоящий момент. А вот если бы сегодня он предпочел снимать на плёнку в прежнем объеме то сумма, которую бы потратил Виногранд на 8500 роликов Kodak Tri-X,  составила бы 4 505 000 рублей. Какой можно сделать вывод? Ух ух ух…Сложный. У Виногранда не было выбора, но он оказался в нужном месте в нужное время и выжал из имеющегося медиа максимум. Напомню, что эта “обезьянка с фотоаппаратом” трижды получала стипендию Гуггенхайма, а на жизнь Гарри зарабатывал преподаванием в университете.

Софи Ли - портрет фотографа

Софи Ли — портрет фотографа

Другой пример. На dpreview я прочитал о фотографе Софи Ли (Sofi Lee), которая в своей профессиональной деятельности использует старые цифровые фотоаппараты с зумом. По её словам, когда Софи училась в колледже, все только и говорили про ренессанс плёночной фотографии, а также ностальгировали по тёплому ламповому зерну. Когда она просматривала flickr, то стала замечать за собой точно такое же чувство ностальгии по первым цифровым изображениям с маленьких CCD сенсоров. Хроматические аберрации, цветной цифровой шум, большая глубина резкости — всё это неотъемлемая часть фотоаппаратов первой цифровой волны. Инженеры предпочитают избавляться от всего этого, а художники берут на вооружение, находят свободу творчества. В использовании старой цифровой техники есть и другой плюс. Отсутствует гонка за современным, дорогим. Многие цифровые фотоаппараты стремительно теряют в цене. То, что раньше люди покупали за десятки тысяч рублей сейчас такие люди как Софи Ли могут покупать за тысячи, если не сотни рублей. Она пользуется преимуществами своего времени и места… Посмотреть снимки Софи можно на её сайте

Котик. Портрет с Димой Марковым

Котик. Портрет с Димой Марковым

Что же до нас с вами… Недавно познакомился с творчеством Дмитрия Маркова посмотрев его фотокнигу “Черновик”. В ней Дима с помощью камеры мобильного телефона задокументировал тяжелую жизнь и судьбы людей, которых в обществе принято называть маргиналами и которые, по тем или иным причинам, оказались за бортом. Очень сложно обвинить автора в том, что он фотографирует “чернуху”, поскольку сам Дима живет в тех же местах с теми же людьми бок о бок. Глядя на его человечные снимки забываешь про то, что они сделаны на камеру мобильного телефона. Дима отбросил все предрассудки связанные с камерой в смартфоне, отбросил все догмы и полностью отдался творческому процессу. Я лично, как не старался, но так и не смог расширить границы использования камеры в мобильном дальше, чем просто заметки. Фотографии Дмитрия Маркова здесь

Парк Уено. Токио. Туристы наблюдают за кормлением стаи воробьев

Парк Уено. Токио. Туристы наблюдают за кормлением стаи воробьев

К сожалению, голоса тех, кто ратует за всё новое и дорогое звучат громче, потому что реклама, как говорится, двигатель прогресса. Это всё в конечном итоге порождает комплексы. Человек по своей природе хочет владеть всем самым актуальным и крутым, а так же овладеть сакральными знаниями недоступным окружающим. Можно жалеть о том, что времена, когда плёнка стоила копейки ушли в небытие. Можно убеждать себя в том, что красивый снимок это тот, который сделан на объектив Noctilux F 0.95. Можно убеждать себя в том, что настоящий отпечаток может существовать только на архивной бумаге с архивными чернилами в бескислотном паспарту. Каждый, кто будет убеждать вас, приводя неоспоримые аргументы, будет прав, но все мы разные и у нас разные возможности. Что же теперь, убиться об стену?

Если вы можете себе это позволить сегодня — вперёд. Только не откладывайте эти возможности на завтра. Главное это внутренняя свобода. Ощущение этой свободы не должно быть ограничено другими мнениями и уж тем более кошельком. Как писал ранее, я очень люблю фотографировать на плёнку и не знаю как, но пока мне это по-прежнему удается. Возможности ли находят меня или я нахожу возможности, но в моём арсенале основные камеры по-прежнему аналоговые. Можете купить старую кинопленку в бобинах — покупайте. Продают старую фотобумагу, а вам хочется печатать? Покупайте. Не можете без новых камер? Покупайте. Нет денег? Ищите, меняйтесь, просите. Устали, всё достало? Билет в соседний город, область, страну. Превращайте ограничения в стимулы, поддерживающие творческий огонь. Пути разные и все демоны из головы.

Жить на стыке технологий очень классно. В Японии я это понял особенно хорошо. Со мной был рюкзак полным плёнки. Это 4 дополнительных килограмма, которые я возил с собой почти месяц. По возвращению 2 недели я потратил на проявку и сканирование. Неизвестно сколько времени уйдет ещё на печать, но всё же я это сделал. Я познал всю боль путешествия с аналоговыми материалами. Там же решился на покупку Fuji Instax. В барахолке подвернулся случай взять камеру, а затем и вторую. Самые простенькие Instax Mini 10. И плёнки Instax Mini аккурат 10 упаковок. Теперь друзья, которые приводили логические доводы против Instax, завидев их, захотели попробовать отснять кассету другую. Потому что это весело и поддерживает творческий огонь. То же самое и с плёнкой в путешествии. Боль позади, а плёнки уже порезаны, упакованы в сливеры и ждут своего часа, когда за окном будет выть зимняя вьюга, а я достану негатив, закроюсь в темной комнате где предамся сентиментальным воспоминаниям о прошлом. Может быть попутно достану старый цифровой фотоаппарат или начну использовать смартфон. Кто знает, кто знает…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *