Введение в аналоговую фотографию. Часть 1. Типы пленочных камер

Токио, Асакуса. 2017 Автопортрет с Fujifilm Klasse W и GoPro

Токио, Асакуса. 2017 Автопортрет с Fujifilm Klasse W и GoPro

Здравствуй начинающий любитель пленочной фотографии. Твоему взору представлен материал, который призван максимально мягко познакомить тебя с аналоговой фотографией. Так сказать, азы. Конечно, фотолюбителям старшего поколения нет нужды объяснять чем дальномерная камера отличается от зеркальной, чем экспонирование цветной фотопленки отличается от экспонирования черно-белой. Но выросло уже новое поколение. Поколение, которое не знает жизни без интернета и социальных сетей, но увидело на полке родительский пленочный фотоаппарат и проявило интерес. Если ты один из них, то в этом материале я простым языком расскажу о самых распространенных типах пленочных камер, а также о их преимуществах и недостатках. Ну, а даже если родительской камеры нет, то это не повод не купить себе собственную!

Прежде чем мы перейдем к конкретным примерам давайте проясним несколько моментов. Самый распространенный тип фотопленки называется 135мм или узкая пленка. В мире пленочной фотографии есть ещё средний и большой форматы (и это ещё не всё!), но их мы касаться не будем. Второй вопрос – где же брать эту пленку? Сегодня с развитием интернет торговли совершенно не важно где вы находитесь. Покупать и проявлять плёнку можно по почте, но не исключено, что в вашем городе или регионе ещё есть энтузиасты своего дела. Не лишним будет вступить в соответствующее сообщество или клуб. О том какие виды пленок бывают с общими рекомендациями будет написано в другой статье. Внизу этой страницы приведён список проверенных магазинов.

Зенит 3М

Зенит 3М

Зеркальные фотоаппараты

Зеркальным фотоаппарат называется, потому что в основе его конструкции есть зеркало с помощью которого через призму фотограф видит изображение непосредственно с установленного объектива. Это позволяет нам точно выстраивать композицию и видеть рисунок будущего снимка. Самая популярная и доступная фотокамера в СССР была Зенит. Зенит – наше наследие, которое ещё долго будет будоражить умы молодых любителей фотографии. Отец рассказывал, что круче Зенита может быть только Чак Норрис. Несмотря на то, что морально и технически фотоаппарат Зенит был устаревшим ещё на момент массового производства он всё равно может производить прекрасные по качеству фотографии (при условии, что исправный). Мне мой Зенит Е достался от отца, но немного пострадал от моих же детских ручонок. Я отснял на него плёнку, получил брак и поставил на полочку обратно. Узнать какая у вас модель Зенита можно на этом сайте. Средняя стоимость рабочий камеры на рынке составляет порядка 3 000 рублей, что, на мой взгляд, обусловлено спросом именно на сам бренд.

Если бесплатного Зенита не нашлось, а хочется купить хорошую камеру, то обратите внимание на зеркальные пленочные фотоаппараты японского производства. Они популярны, выпускались массово и от этого доступны. Качественные иностранные аналоги Canon AE-1, Olympus OM-1, Nikon FE, Minolta X300. Свой путь в мир аналоговой фотографии я начинал с Minolta Dynax 5. У меня уже был парк оптики Konica-Minolta и переход был мягким. Это ещё один вариант. Если вы уже плотно сидите на фотографии, то к своему Canon, Nikon или Sony большой вероятностью сможете подобрать соответствующий объективам пленочный “задник”. И сейчас у меня есть Minolta Maxxum AF 9000, Minolta Maxxum AF 5000, Minolta Alpha 70. Все их я использую ради удовольствия, когда хочется поснимать на длиннофокусные объективы или нужна точная экспонометрия. Многие зеркальные фотокамеры так же обладают затвором, который позволяет ставить выдержки короче 1/1000 секунды, чтобы у фотографа была возможность снимать с красивым эффектом размытия заднего плана солнечным днём. К недостаткам зеркальных фотокамер я бы отнёс их массивность, громкий звук затвора и необходимость использовать штатив  при слабом освещении.

Преимущества зеркальных фотоаппаратов:

  • возможность менять объективы
  • видеть мир глазами камеры
  • точное построение кадра
  • большой набор выдержек

Недостатки зеркальных фотоаппаратов:

  • сложные в освоении неопытным фотолюбителей
  • зеркало делает камеру более громкой и увесистой
  • большая и тяжелая оптика
Зоркий 3М 1956 года выпуска с объективом Юпитер-8

Зоркий 3М 1956 года выпуска с объективом Юпитер-8

Дальномерные фотоаппараты

Дальномерные фотоаппараты отличаются от зеркальных форм-фактором и принципом наводки на резкость. В зеркальном фотоаппарате вы смотрите в видоискатель и видите непосредственно изображения с объектива. В дальномерной камере видоискатель не показывает то, что видит объектив. За связь с объективом отвечает дальномер и в видоискателе эта связь отображается в виде яркого пятна желтого или голубого цвета. Совмещение двух пятен при кадрировании позволяет получить объект в фокусе. Оптика для дальномерных фотоаппаратов значительно компактнее зеркальных аналогов. Пик развития дальномерных камер пришелся на 50-60 годы, после чего их популярность превзошли зеркальные фотоаппараты. Мне лично очень нравятся дальномерные камеры поскольку они удобны для уличной спонтанной съемки. Они тише и меньше. С наступлением сумерек можно снимать на довольно длинных выдержках с рук и получить качественное изображение, поскольку в них нет массивного зеркала. В видоискателе же видна лишь кадрирующая рамка, что позволяет не терять связь с миром и делать другие фотографии. Менее точные, менее выверенные, но более живые и натуральные.

Самые известные отечественные дальномерные фотокамеры ФЭД 2, Зоркий 4. Самый известный зарубежный дальномерный фотоаппарат Leica. Определить какая модель из отечественных уже есть у вас можно на этом сайте. В своё время у меня была практически полная коллекция дальномерных фотоаппаратов отечественного производства, но из всех моделей остались ФЭД 2 и Зоркий 1, Зоркий 3М с объективом 50 и 35мм. ФЭД2 потому что первый, а Зоркий 1 и 3 потому что красивые.

Если бесплатного варианта не нашлось, а деньги потратить хочется, то обращайте внимание на иностранные дальномерные камеры с несъемным объективом 70х годов популярных брендов. Например Canon Canonet QL17, Minolta Hi-Matic, Olympus 35RC. Они прекрасны конструктивно и обладают замечательной линзой. Так же они не сложны в периодическом обслуживании. Дальномерные камеры со сменной оптикой распространены меньше и стоят значительно дороже зеркальных фотокамер. Отечественные дальномерные камеры обладают возможностью менять объективы, но резьбовой байонет часто требует юстировки объектива под каждый конкретный экземпляр камеры.  У меня была замечательная Leica M4 с объективом 35мм, не менее замечательная Bessa R, но эти фотоаппараты с наскока не купишь. Обычно к ним приходят или не приходят.

Преимущества дальномерный фотокамеры:

  • компактность
  • иной видоискатель – иные фотографии
  • связь с внешним миром
  • тихие
  • более компактные

Недостатки дальномерной фотокамеры:

  • возможность менять объектив будет очень дорого стоить
  • японские дальномерные камеры часто требуют чистки, смазки, юстировки
Шкальный фотоаппарат Konica C35.

Шкальный фотоаппарат Konica C35.

Шкальные фотоаппараты

Шкальные фотоаппараты очень классные. Простые и красивые, функциональные и надежные. Смена 8М – самый массовый и яркий шкальный фотоаппарат, когда-либо выпускавшийся в мире. Если на планете случится ядерная катастрофа, то будьте уверены, выживут тараканы, Чак Норрис и фотоаппарат Смена. Шкальные камеры или “шкальники” очень просто устроены, поэтому вероятность встретить рабочий экземпляр крайне высока. Внешне и даже внутренне они похоже на дальномерные фотоаппараты за одним исключением – в них нет дальномера. В качестве механизма наводки на резкость выступает метражная шкала или символы на объективе. Других инструментов помогающих попаданию в резкость нет. Несмотря на свою простоту шкальные камеры по качеству изображения не уступают своим дальномерным или зеркальным собратьям, но от новичка потребуют больше внимания во время съемки.  Многие фотографы, увлекающиеся уличной фотографией, используют свои фотоаппараты по принципу шкальников (даже дальномерные). Ознакомится с классом шкальных камер советского производства можно здесь. Мои любимые камеры советского периода это Смена Символ и Смена-2. Если вы научитесь получать качественные результат со шкальной камеры, то вам уже будет ничего не страшно взять в руки. Но если и покупать шкальник, то лучше со встроенной вспышкой.

Konica C35 EF один из ярких представителей этого класса. Недостаток светосилы объектива и отсутствие дальномера компенсируется наличием вспышки, главное не забывать передвигать символы на объективы для лучшей резкости. ISO регулируется вручную, а параметры съемки подбираются автоматически. Другие классные шкальники – Minox 35GT, Agfa Optima 1035, Olympus XA2 и конечно же Ломо ЛК-А.

Преимущества шкальных фотоаппаратов

  • простота конструкции
  • качественная оптика за малые деньги
  • непередаваемые ощущения во время  съемки

Недостатки шкальных фотоаппаратов

  • часто забывают наводить резкость
  • короткий диапазон выдержек
Minolta AF-D

Minolta AF-D

 

Фотоаппарат “мыльница”

Время неумолимо летит вперёд и после Зенита самой массовой камерой стал фотоаппарат, который в народе называют мыльницей. Мыльницами их стали называть из-за пластиковых объективов невысокого качества в дешевых моделях. В англоязычном интернете их так же называют Point And Shoot и классифицируют как отдельный тип камер. Главное знать, что не все мыльницы одинаковы на вкус, цвет и стоимость. Вычислить же типовую мыльницу очень просто. Она пластиковая (но не всегда), полностью автоматическая, обладает вспышкой и использует для питания батарейку CR2, CR123 или AA. Фотографировать на мыльницы очень просто, поскольку они рассчитаны на максимально неподготовленного фотолюбителя. Достал, зарядил, нажал – профит. Ценовой сегмент может быть очень разный так как со временем выпускались мыльницы и премиального уровня с расширенным функционалом. Если вы нашли у родителей или друзей такую мыльницу, то вставляйте в неё батарейку, если камера подает признаки жизни – снимайте. Если нет, то ниже мои рекомендации

Мыльницы – мой любимый класс камер, но рекомендовать здесь что-либо очень тяжело. Обычно они стоят не дорого и покупают их по принципу нравится или не нравится, а потом, как надоест, продают  и покупают другую. Можно купить как недорогую Samsung из серии Fino, так и мыльницу среднего уровня  Olympus серии MJU или премиальную Ricoh серии GR. Хорошая мыльница обладает автофокусом, непластиковым объективом с фиксированным фокусным расстоянием и светосилой минимум f/3.5, а так же отключаемой вспышкой. Представленная на фотографии Minolta AF-D обладает объективом 35мм со светосилой f/2.8, ручным вводом чувствительности и отключаемой вспышкой. Но самая моя любимая мыльница это Fujifilm Klasse W на которую я отснял уже больше тысячи роликов и купил новой за баснословные 600 долларов.

Преимущества пленочных мыльниц

  • доступны
  • почти всегда полностью рабочие
  • невероятно просты в использовании

Недостатки пленочных мыльниц

  • одна модель быстро надоедает
  • легко бьются
  • использование вспышки неизбежно

Итоги

На этом вводную первую часть по камерам считаю завершенной. Если у вас уже есть фотокамера, то определите её тип, убедитесь, что она рабочая и снимайте. Если у вас уже есть, к примеру, некоторый парк оптики от Canon, Nikon или Sony то вы сможете найти фотоаппарат под пленку, который позволит использовать ваши объективы. В том случае, если пленочной камеры дома не нашлось, системой вы не обладаете, а попробовать хочется, то камеру придется выбрать и купить. Настоятельно рекомендую прибегнуть к помощи более опытного товарища, поскольку в большинстве случаев вы рискуете приобрести нерабочий фотоаппарат по завышенной цене за ремонт которого отдадите дополнительные средства. Помните, что любая механическая камера, даже если она внешне выглядит новой, могла пролежать без дела много много лет и работать будет уже некорректно. Это первая и самая важная вещь, которую надо понимать. Вторая вещь – чем старше камера, тем больше у неё будет собственных причуд. “Как с завода” уже не будет. С мыльницами и шкальными камерами проще, поскольку первые просто более новые, а вторые очень просто устроены. Решились на самостоятельную покупку? Несколько позже будет материал “как выбрать рабочий пленочный фотоаппарат”.

А что вы на этот счет думаете? Нашли что-нибудь на полке или присмотрели себе камеру?

Другие статьи этого цикла

2 Responses to Введение в аналоговую фотографию. Часть 1. Типы пленочных камер

  1. Максим:

    Георгий спасибо за проделанную работу! Полезная информация, доходчивая, понятная. Хотелось бы информации о камерах под 120 плёнку советских и западных аналогов. Всегда приятно узнать что то новое. Благодарю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *