Введение в аналоговую фотографию. Часть 2. Какую пленку использовать?

2 холодильника полных новеньких свеженьких пленочек

2 холодильника полных новеньких свеженьких пленочек

Создание фотографий на плёнку очень увлекательное занятие, но у фотолюбителя с малым опытом часто возникают трудности при её выборе. Хорошо, когда есть более опытный товарищ, который может подсказать какую плёнку и в каких условиях использовать. Нет трудностей в выборе, когда тот самый выбор в магазине сводится всего  навсего к нескольким позициям. Мне же, как фотолаборанту, горько смотреть на испорченные кадры из-за неправильно подобранной фотопленки. Поэтому, чтобы вы могли порадовать себя и меня красивыми негативами я написал для вас свой гид по наиболее распространенным эмульсиям. Эдакая вводная почемучка.

Что важно знать

В ваш узкопленочный фотоаппарат типа Зенит, ФЭД, Canon, Nikon, Смена и так далее вы можете зарядить любую фотопленку типоразмера 135мм. Нет такого понятия, как идеальная фотопленка для Зенита ЕТ или мыльницы Kodak. В этом вся прелесть. Даже в самый простой фотоаппарат можно зарядить суперскую Kodak Ektar и получить яркие снимки. С цифровой камерой такой трюк не прокатит… Но я настоятельно рекомендую знать возможности вашей фотокамеры. Все без исключения фотоаппараты могут «съесть» пленки от 100 до 400 ISO, но не все в автоматическом режиме распознают фотоплёнки чувствительностью 800 и более единиц.

Фотопленки типа 135 (узкая) выпускаются с разной светочувствительностью и разным количеством кадров. Светочувствительность указана в ISO — это международный стандарт. На советских камерах ещё можно встретить старый стандарт DIN. Плёнки большой светочувствительности (от 400ISO и выше) позволяют снимать при плохом освещении без использования вспышки, но у них больше зерно, которое уменьшает детализацию снимка. Плёнки небольшой светочувствительности (100-200ISO) обладают большей детализацией за счет меньшего зерна, но при слабом освещении потребуется использование вспышки или штатива. Количество кадров на одной катушке узкой пленки может быть 12, 24 и 36.

Ещё один момент, на котором хочется заострить внимание это съемка на просроченную фотопленку. Я настоятельно рекомендую снимать на свежие фотопленки, особенно если вы только начинаете увлекаться пленочной фотографией. Любая фотопленка со временем теряет часть светочувствительности, увеличивается зерно, растет вуаль и нарушается цветовой баланс. Съемка на “просрочку” экономит деньги, но в неопытных руках часто приводит к плохим результатам.

Процессы проявок

Цветные негативные фотопленки проявляются по процессу C-41. Классические черно-белые пленки проявляются по процессу D-76. Цветные слайдовые пленки проявляются по процессу E-6, также они могут быть проявлены по процессу C-41 с интересным эффектом. В последнее время становится популярным съемка на киноплёнку, которая проявляется по процессу ECN-II. Процесс проявки обычно пишут на коробочке с фотопленкой. В домашних условиях возможна проявка по D-76, C-41 и ECN-II.

Самые доступные фотопленки

Фотопленки данного сегмента обладают идеальным соотношениям цены и качества. Они отлично подходят для каждодневного использования и не выпотрошат ваш кошелёк наизнанку, а ещё прощают ошибки экспонирования. Платой за доступность может стать снижение одного из ключевых параметров, такой как, к примеру, не самая высокая резкость изображения или излишняя зернистость.

Kodak Gold 200 и Kodak Ultramax 400

Kodak Gold 200 и Kodak Ultramax 400

Fujicolor C200 и Kodak GOLD 200

Эти две эмульсии хорошо зарекомендовали себя за долгие годы и бесспорно являются лидерами продаж любого фотомагазина. Они доступны по цене, обладают универсальной светочувствительностью 200 единиц и обладают хорошим соотношением цена-качество. Kodak Gold 200 обладает теплыми ненасыщенными тонами с ярким выраженным зерном. Fujicolor C200 на её фоне отличается меньшей зернистостью и несколько более холодными оттенками. Оба типа фотопленок сбалансированны под дневное освещение. Подойдут для съемки портретов, пейзажей и архитектуры в ясную или пасмурную погоду. В вечернее время или в помещении потребуется использование вспышки или штатива.

Fujifilm X-Tra 400

Fujifilm X-Tra 400

Fujicolor Superia X-tra 400 и Kodak Ultramax 400

Fujicolor Superia X-tra 400 станет отличным выбором для тех, кому нужна фотопленка высокой светочувствительности для съемки при слабом освещении. Благодаря четвертому цветочувствительному слою в эмульсии цветопередача близка к тому, как видим мир человеческий глаз. Обладая слегка холодными оттенками и хорошей насыщенностью демонстрирует отличные показатели в самых разных жанрах фотографии. Kodak Ultramax 400 похожа на Kodak Gold 200, но с лучше разрешающей способностью и более нейтральными цветами.

Agfa Vista 200

Agfa Vista 200

Agfa Vista Plus 200, Agfa Vista Plus 400

Данная фотопленка сбалансирована для съемки при дневном освещении. Agfa Vista Plus 200 подарит яркие и насыщенные снимки с малой зернистостью. Хорошо подойдет для съемки пейзажей весной, летом и осенью. Впрочем, это не помешает использовать её и в других жанрах, но при плохом освещении излишняя насыщенность может сделать снимки контрастнее. Доступна в варианте с более высокой светочувствительностью 400ISO

Astrum Color Negative 125

Astrum Color Negative 125

 

Astrum Color Negative

Если вам хочется чего-то необычного, с эффектом ретро или старого кино, то обратите внимание на эту эмульсию. Светочувствительность фотопленки составляет 125 ISO, что годится для съемки в хорошую солнечную погоду. Слегка приглушенные тона, сравнительно небольшое зерно и нормальная контрастность могут понравится творческим личностям или тем, кто устал от  “правильного” цвета. Ещё одной особенностью Astrum Color Negative является отсутствие оранжевой маски благодаря чему облегчается сканирование, но повышается риск засветки первых нескольких кадров при зарядке на ярком солнце.

Самые доступные черно-белые эмульсии

 

Fomapan 100 Classic и Fomapan 400 action.

Состав эмульсии чешского производителя Foma в плёнках Fomapan 100 Classic и Fomapan 400 action практически не изменился со времён образования компании. Пленку Fomapan 100 отличает богатые полутона, небольшое зерно и высокая контурная резкость. Fomapan 400 подходит для съемки динамики или для условий слабого освещения, поскольку обладает приятными полутонами при относительно небольшом зерне. Fomapan 400 можно разогнать до чувствительности 800 ISO без необходимости использовать специальный проявитель.

Fomapan 200 creative

Fomapan 200 creative фотопленка нового поколения с особо мелким зерном при довольно высокой чувствительности 200 единиц. Данную фотопленку можно назвать настоящим универсалом, поскольку она может решать достаточно широкий круг задач. От съемки портретов на пленере, до репортажной съемки при слабом освещении. Всё это возможно благодаря высокой фотографической широте (динамическому диапазону) без необходимости менять время проявления.

Ilford Pan 100

Ilford Pan 100

Ilford Pan 100 и Ilford Pan 400

Серия Ilford Pan обладает отличным соотношением цены и качества. Ilford Pan 100 подойдет для солнечной погоды, в то время, как Ilford Pan 400 обладает сравнительно небольшим зерном для съемки при слабом освещении. Для съемки портретов, пейзажей и архитектуры стоит отдать предпочтение Ilford Pan 100. Репортаж, документальная и уличная съемка — это Ilford Pan 400.

Аструм ФН-64, 100, 200 и 400

Аструм ФН-64, 100, 200 и 400

 

Astrum Фото 100, 200 и 400

Фотоплеки Astrum этой серии являются самыми доступными черно-белыми фотопленками. Основным достоинством, помимо низкой цены, можно считать очень прочную тонкую подложку, которая демонстрирует высокую устойчивость к появлению царапин и механическим деформациям. Astrum Фото 100 подойдет для съемки в солнечную погоду, Astrum Фото 200 для съемки в солнечную и пасмурную погоду, а Astrum Фото 400 для съемки динамики. Все фотопленки этой серии обладают высоким контрастом, отличной контурной резкостью и малым зерном. Требовательны к точной экспонометрии поскольку из-за высокого контраста велик риск потерять детали в тенях. Также доступна Astrum ФН-64 с самым мелким зерном в своем классе.

Творческие фотопленки

Как такового понятия творческой фотопленки не существует, но через мои руки проходит самое разное количество эмульсий и некоторые из них имеют “отклонения” от общепринятого понятия о качестве. Так, одни обладают более выраженной зернистостью, некоторые демонстрируют искажения по цвету или демонстрируют высочайшую детализацию. Обращаю ваше внимание, что многие из таких фотопленок раскрывают свой потенциал в собственном проявителе (черно-белые) и требуют наличия опыта съемки на классические фотопленки.

Adox CMS 20

Adox CMS 20

Adox CMS 20

Данная черно-белая фотоэмульсия обладает сверхмалым зерном, высочайшей детализацией и одним из самых низких параметров светочувствительности на уровне 20 ISO. Adox CMS 20 идеально подойдет для пейзажной или архитектурной съемки, а также для фотографирования на сверхсветосильные объективы в солнечный день на диафрагме F/1.2, F/1.4

Fomapan Retro 320

Fomapan Retropan 320

Fomapan Retropan 320 для тех, кто хочет получить картинку в стиле ретро. Её отличительной особенностью является низкий контраст в сочетании с легким софт эффектом и фактурным мощным зерном. При этом она не лишена хорошей контурной резкости и детализации. Подойдет для тех, кто снимает на монокль, увлекается пикториальной фотографией или обладает старой непросветленной оптикой. Высокая светочувствительность позволяет делать снимки динамичных сюжетов и фотографировать при слабом освещении.

Ilford XP2 400

Ilford XP2 400

Ilford XP2 Super 400

Ilford XP2 Super 400 не совсем творческая фотопленка, но оказалась здесь потому, что как хамелеон являясь черно-белой фотопленкой может быть проявлена по процессу C-41 (процесс для цветных фотопленок). Ilford XP2 Super 400 может стать тем самым мягким переходом от цветной к черно-белой фотографии, поскольку не требует специальных знаний или дополнительных усилий. Ещё одним достоинством Ilford XP2 Super 400 является возможность сканирования с функцией Digital ICE без пыли. При желании с этих же негативов можно печатать фотографии в тёмной комнате. Высокая светочувствительность делает её пригодной практически для любого жанра.

 

Bergger Pancro 400

Bergger Pancro 400

Bergger Pancro 400

Bergger Pancro 400 абсолютно новая фотопленка от французского производителя светочувствительных материалов. По своим характеристикам она относится скорее к профессиональным эмульсиям, нежели творческим, но здесь она за новизну и за то, что официальными амбассадорами снимающими на Bergger Pancro 400 являются наши соотечественники Игорь Мухин и Алексей Мякишев — настоящие творческие личности. Данная фотопленка имеет широкий динамический диапазон, отличную контурную резкость и демонстрирует богатство полутонов. Может быть экспонирована и проявлена в широких пределах. От ISO 100 до 1600 без необходимости использовать специальный проявитель.

 

CineStill 800D

CineStill 800T

 CineStill 800T

Небольшая американская компания CineStill научилась качественно удалять сажевый слой с кинопленок, чтобы мы смогли проявлять её в обычных фотолабораториях по процессу C-41, а не по процессу ECN-II. Фотопленка CineStill 800T в девичестве Kodak Vision3 500T 5219. Будучи со смытым заранее сажевым слоем позволяет получать интересные цвета. Высокая чувствительность 800 единиц в сочетании с мелким зерном и интересными цветами делает данную фотопленку любимой среди фотографов-экспериментаторов.

Fujifilm Industrial 100

Fujifilm Industrial 100

Fujicolor Industrial 100/400

Данная фотопленка от Fujifilm предназначена для внутреннего рынка Японии и не экспортируется официально за её пределы, но это не означает, что её нельзя купить. Fujicolor Industrial обладает ровными тонами, очень хорошей детализацией с небольшим зерном. За счет слегка холодного оттенка отлично подходит для фотографирования в не самую хорошую погоду с большим количеством серого в кадре. Выпускается со светочувствительностью 100 и 400 ISO. В Японии мне удалось купить ролик данный фотопленки всего за 125 рублей (100iso 24 кадра, ноябрь 2017)!

SFL 250D

SFL 250D и SFL 500T

SFL 250D и SFL 500T

SFL расшифровывается как Sreda Film Lab. Под таким названием Творческая лаборатория Среда продвигает кинопленку Kodak Vision 3 250D (SFL 250D) и Kodak Vision 3 500T (SFL 500T). Так делают довольно многие, но только в Творческой Лаборатории Среда намотка происходит из самых свежих бобин купленных напрямую в Kodak, а качество проявки по процессу ECN II одно из самых высоких в России. Сочетание этих двух факторов позволяет получить профессиональный результат. Фотопленка SFL 250D обладает чувствительностью 250 единиц и рассчитана на съемку при дневном освещении. SFL 500T обладает чувствительностью 500 единиц и лучше подходит для вечернего искусственного освещения или для съемки в помещении со студийным светом.

SFL 5222

SFL 5222

SFL Double-X 5222

Как и в случае с цветной кинопленкой это намотка легендарной черно-белой фотопленки Kodak Double-X от Sreda Film Lab. Она полюбилась многим фотографам за возможность работать в самых разных жанрах и световых условиях. При номинальной светочувствительности 250 ISO данная плёнка может быть проэкспонирована как с меньшей чувствительностью (100 ISO), так и «пропушена» до 1600 ISO без необходимости применять специальный проявитель. Всё это возможно, конечно же, в случае съемки на свежую фотопленку.

Профессиональные фотопленки.

Профессиональные фотопленки, помимо высокой цены, отличает высочайшее качество получаемых изображений и внимание к деталям. По-настоящему они раскрываются в сложных условиях съемки. Это может быть малое количества света или искусственное освещение. От многих фотолюбителей я не раз слышал фразу “не видно разницы между Kodak Portra и Kodak Gold” и это вполне нормально. Чтобы начать видеть эту разницу нужен в первую очередь визуальный опыт, насмотренность. Но впрочем это не мешает начать сразу привыкать к хорошему. Верно?

Профессиональные цветные эмульсии

Kodak Portra 160, 400 и 800

Kodak Portra 160, 400 и 800

Kodak Portra 160, Kodak Portra 400 и Kodak Portra 800

Серия Portra от Kodak обладает мягкими полутонами с нейтральной естественной гаммой. Её часто предпочитают для съемки портретов, поскольку она натуральным образом передает оттенки кожи. Вычитание маски при сканировании происходит довольно легко и цветокоррекция практически не требуется. Серия Portra обладает минимальным зерном. Kodak Portra 160 создана для съемки в хороших световых условиях. Kodak Portra 400 отлично подойдет для съемки динамики или в студии. Kodak Portra 800 раскрывается при съемках с самыми плохими условиями освещения. Portra всем хороша, кроме цены, особенно за версии 400 и 800ISO.

Kodak Ektar 100

Kodak Ektar 100

Kodak Ektar 100

Kodak Ektar очень полюбили фотографы снимающие природу, архитектуру и предметную фотосъемку за насыщенные выразительные цвета. Благодаря технологии T-Grain фотопленка Kodak Ektar 100 демонстрирует самое маленькое зерно и высокую детализацию. При сканировании цветокоррекция практически не требуется.

Fujifilm Pro 400H

Fujifilm Pro 400H

Fujifilm PRO 400H

Профессиональная плёнка для «фешен» фотографии и портретной фотосъемки . Очень полюбилась свадебными фотографами за интересные результаты при съемке с меньшим значением чувствительности 100 или 200 ISO. Обладает мелким зерном и четвертым цветочувствительным слоем для более естественной цветопередачи.

Профессиональные черно-белые фотопленки

 

Kodak 400TriX

Kodak 400TriX

 

Kodak 400TX Tri-X

Kodak 400TX Tri-X это классика черно-белой фотографии. Обладая номинальной чувствительностью 400 ISO она может быть использована для самых разных жанров и условий съемки. Легко экспонируется и проявляется в широких пределах, от 100 до 1600 ISO без необходимости использовать специальный проявитель. Зерно Kodak 400TX Tri-X мягкое, полутона богатые. Демонстрирует хорошую контурную и общую резкость картинки. Многие шедевры ставшие классикой были сняты на эту фотоплёнку. Среди фотографов ходит шутка, что «ТриИкс уже не тот…»

Kodak 400 Tmax

Kodak 400 Tmax

Kodak T-Max 100, Kodak T-Max 400

Данная серия фотопленок сделана по технологии плоских кристаллов галогенидов серебра T-Grain. На деле это означает мелкое зерно, хороший контраст и высокую разрешающую способность. Выпускаются пленки в двух вариантах светочувствительности 100 и 400 ISO. Широкий динамический диапазон позволяет увеличивать чувствительность на несколько ступеней экспозиции без необходимости применять специальных проявитель.

 

Ilford HP5

Ilford HP5

 

Ilford HP5 400

Ilford HP5 400 хочется назвать одной из самых универсальных черно-белых фотопленок. С ещё помощью можно решать самый широкий круг фотозадач. В некоторых проявителях можно увеличить порог светочувствительности до 25600 ISO или до 3200 в стандартном проявителе D-76. Данную фотопленку отличается “современный вид”: мелкое приятное зерно, богатые полутона и хорошая резкость. Всё это позволяет получить фотографии и отпечатки высочайшего качества. У меня мало любимцев, но если бы можно было выбрать черно-белого победителя, то я бы отдал это звание Ilford HP5.

Как подобрать идеальную фотопленку?

На самом деле не хватит никаких сил и времени, чтобы описать в одном материале все фотопленки. Здесь собраны наиболее популярные и доступные для покупки в России (на январь 2018 года) эмульсии. Выбор за вами. Я же хотел бы дать общий совет. Постарайтесь попробовать как можно большее количество эмульсий и найдите для себя наиболее удовлетворяющий именно вас вариант. Это и будет идеальная фотопленка. Для съемки в хорошую солнечную погоду используйте фотопленки светочувствительностью 100ISO. Фотопленки 200 и 400 ISO наиболее универсальны. На них можно снимать как в солнечную погоду, так и в пасмурную, а также в помещении при использовании вспышки. 800 ISO и выше для самого плохого освещения, когда нет возможности использовать вспышку или штатив. Черно-белые высокочувствительные фотопленки доступнее своих цветных аналогов.

По мере накопления опыта вы начнёте понимать чего именно вам не хватает в ваших фотографиях и научитесь видеть разницу, но по началу будет казаться, что все фотопленки на одно лицо. Проявка тоже играет не последнюю роль. Нет смысла покупать дорогую Kodak Portra 160, если вам её проявят в грязной машине со старой химией. Всё будет испорчено. Прелесть же черно-белых фотопленок в том, что научится проявлять их самому достаточно просто. Ну, а если же вы живете в городе где есть хорошая лаборатория, то для вас открыты все творческие двери. Дерзайте и помните, что любая неудача это новая возможность.

Другие статьи этого цикла

 

 

 

4 Responses to Введение в аналоговую фотографию. Часть 2. Какую пленку использовать?

  1. Фархад:

    Спасибо! Ох надеюсь скоро пост про бумагу и печать фотографий появится 🙂

  2. Evgeniy:

    Хорошая статья. Но предназначена для Москвы. Если взять Новосибирск, то там только в одном месте продают ч/б плёнку. Ещё Фотоленд продаёт одну цветную и её проявляет. Ещё пару лет и заказывать только из-за рубежа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *