Критика. Как реагировать и как относится.

Из серии "Бамбуковый Самурай"

Из серии “Бамбуковый Самурай”

Хочу сразу оговориться. Я не люблю критику в свой адрес и не люблю критиковать других. Не люблю не столько саму критику, сколько критикующих. Быть может по этой причине не берусь выступать критиком чужих работ. У нас, как водится, всё смешано в кучу. Один мнит себя художником, который желая критики к ней не готов. Другой мнит себя искусствоведом, который готов критиковать, но не знает в чём заключается её суть. Художника, как известно, обидеть может каждый. Сколько себя помню той самой критики, которая помогла бы мне реально вырасти над собой, было не так много, а исходила она от людей скорее близких по духу: родных, друзей. Далеко не от экспертов. Ниже изложен мой опыт на эту тему.

Зачем нам, творческим людям, нужна критика?

Есть такое понятие, как чувство собственного величия. Чем неопытней художник, тем выше его самомнение относительно собственных работ. Время от времени художника необходимо спускать с небес на землю и одним из инструментов приведения его в чувства может быть критика. Второй вариант, когда художник упирается в творческую “стену”. Он не может выйти за рамки собственного шаблона, потому что может чего-то не знать или боится выйти из зоны комфорта. Третий вариант, когда художник не уверен в том, что он делает. Ему нужен взгляд со стороны. Вступая на новое поле он не обладает достаточным опытом, который бы позволил ему быть увереннее. Относительно себя могу сказать, что в разной степени могу пребывать в каждом из состояний в зависимости от настроения, времени года и заработной платы. Все эти чувства и противоречия идут бок о бок с творческим ростом. Они неотделимы.

Зачем критика нужна критику?

Это очень интересный вопрос. Многие, кто выступает в роли критика, зачастую лишь тешат собственное чувство величия за счёт унижения других. Либо выплёскивают таким образом накопившийся негатив. Делают они это потому что автор дает им повод. В идеальном мире написание критического отзыва это помощь коллеге по цеху. Польза от этого критику в том, что в процессе общения он может отточить уже имеющиеся навыки и приобрести новые. Не раз критикуя чужую работу я сам выходил из творческого застоя. В процессе написания критического отзыва требуется освежить знания, прочитать что-нибудь новое.

Критика как процесс.

Есть два больших заблуждения относительно критики, которые полностью исключают друг друга. Первое заблуждение заключается в том, что настоящая критика может быть только от специалиста в своей области. Второе заблуждение заключается в том, что правом на критику обладает даже тот, кто не разбирается в предмете разговора. Особенно это актуально всё в интернете. Суть критики заключается в том, чтобы не только указать человеку на его возможные недостатки, но и помочь их ему преодолеть. И в этом заключается самая большая трудность. Написание хорошего критического отзыва требует много времени, умственных и моральных затрат. А от художника требуется не только быть готовым к критике, но и подсказать в каком направлении он хочет её получить. Художник должен доверять критику, а критик принимать ответственность. Настоящие специалисты завалены по горло собственными проектами, им нет дела до блуждания по сети.

Мое отношение к критике.

Оно у меня довольно простое. В своей работе основным столпом для меня является сам материал, история или идея. Всё это нужно фиксировать. Фиксировать быстро, потому что идеи приходят и уходят. Такой подход в купе с небольшим бюджетом дают о себе знать. Я всегда что-то делаю, делаю это далеко не идеально и таким образом даю поводы для критики. Если, предположим, десятки пользователей пишут, что у меня на видео плохой звук, то скорее всего так и есть. Я пойду на алиэкспресс, чтобы там найти идеальное для себя решение с минимальными финансовыми вложениями. Так мои зрители выступают в роли критиков, а мой материал становится качественнее.

Некоторые индивиды идут дальше и пишут типа, мол, “фотографии слишком контрасты”, “у тебя много ошибок в тексте”, “убейся об стену, автор” и т.д. Часто такие люди бывают вне контекста. Они не смотрели видео до конца, не читали статью дальше первого абзаца, а представление о фотографии остановилось на книге Александра Лапина “Фотография как”. Таких критиков я обычно прошу конкретизировать проблему, а затем помочь мне в её решении. После этого 99% таких “специалистов” тупо сливаются по причине смертельной занятости и невозможности тратить на меня своё драгоценное время. Они далеки от реального мира, существуют в каком-то идеальном своем. Если у них нет времени на меня, то почему у меня должно быть время на них? Таких критиков ещё называют хейтери от английского слова hate – ненависть. Им всегда ваш успех и желание двигаться вперёд не будут давать покоя.

4 Responses to Критика. Как реагировать и как относится.

  1. Максим:

    Георгий спасибо, за твою открытою позицию и откровенный разговор. Мало кто затрагивает эту тему. Критика в идиале должна побуждать и помогать художнику в развитии. Но мы живём не в идеальном мире. Хотя посоветоваться, обсудить направление движения всё же необходимо. Вариться в собственном котле, это тупик. Спасибо ещё раз за твою нужную работу в деле фотографии. Поверь она многим помогает!

  2. Полезный разбор и отличные выводы — воспользуюсь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *