Профессия фотограф — что, как, зачем, сколько

Портрет друга во время визита Санкт-Петербурга, 2014 год

Портрет друга во время визита Санкт-Петербурга, 2014 год

Мы живем в очень интересное время. Старые институты и привычки не работают, никто не знает, как надо делать так, чтобы это работало, а следовательно мы можем создавать всё с нуля и как хочется именно нам. Ниже несколько моих мыслей относительно фотографа, как профессии. Что работает, а что нет, без романтики и необходимости продать вам что-либо. У меня за плечами более 10 лет опыта в уличной фотографии в сочетании с многочисленными попытками найти способ существовать, как фотограф.    

Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех еще раз, когда будешь падать вниз.

Оззи Осборн

Я решил открыть эту статью цитатой Оззи Осборна, потому что это личность яркая и противоречивая. Оззи был бы крайне успешным фотографом, потому что сразу уловил суть этой профессии. Фотограф — социально активная единица. Ваш успех, в первую очередь, зависит от умения общаться с людьми. Такой тип фотографов встречается крайне редко, потому что требует не столько знаний в области фотографии, сколько постоянную работу над собой. Фотография это образ жизни, а не та профессия, которая позволит вам заработать денег на такие блага цивилизации, как дом, машина и так далее.     

Не рекомендую идти по пути профессии фотографа, особенно если вы:

— хотите зарабатывать этим большие деньги.

— хотите много путешествовать на халяву.

— хотите добиться славы и признания.

— замкнутый в себе художник с богатым внутренним миром

 

Всего этого в фотографии нет. В фотографии мало денег, она считается легкодоступной, её не ценят. Примите это. Классикам, которых сейчас цитируют направо и налево тоже было тяжело и им приходилось работать на стороне. Лишь единицы могли позволить себе полноценно существовать только за счет фотографии. Особенно это касается тех, кто хочет зарабатывать собственным видением фотографии. У нас нет рынка, у нас нет арт-рынка и прочих институтов. Всё, что есть находится в таком количестве, что носит характер частного и им можно пренебречь в рамках данного материала. Речь идет о тех возможностях, которые потребует не так много трудозатрат и могут приносить настоящие живые деньги.   

 

Рекомендую попробовать идти по пути профессии фотографа, особенно если вы:

— любите людей

— не можете не фотографировать

— готовы довольствоваться малым и жить искусством.

Если у вас есть работа то не спешите с неё увольняться. Фотография крайне редко дает возможность зарабатывать на хлеб сразу. Есть знакомые фотографы-профессионалы? Спросите у них совета о том, как они делают деньги. Настоящий профессионал ответит четко, те же, кто не знает, что сказать или не зарабатывает этим деньги начнут уходить от ответа или заведут философские дискуссии. Они не помогут вам. Курсы, школы и прочее — сомнительно или по желанию. Всё, что вам нужно для этой профессии (базовые знания экспонометрии, работы с камерой) можно найти в сети при условии, что вы умеете пользоваться поиском. Хотите, чтобы вам клали информацию в рот — записывайтесь на курсы. Опыт съемки приходит во время съемки.  

За что платят в фотографии

— за предметную съемку

— интерьерную съемку

— детские фотосессии

— фото на документы

— портретная фотография

— свадебная фотография

— событийная фотография

 

Как видите, в этом списке нет журналистики, документалистики, искусства и т.д. Это не означает, что на этих видах фотографии нельзя зарабатывать, но это не про молодых людей, которые взяли в руки камеру. Я увлекаюсь фотографией более 10 лет, причем увлекаюсь самой хреновой и сложной её частью: авторской фотографией. Фотография для меня перестала быть самоцелью, но стала частью жизни и помогает в других сферах моей деятельности. В таких как блогинг, например.

Что необходимо фотографу

Фотографу нужен персональный сайт. 

Маст хэв, даже не обсуждается. Персональный сайт — это личная гавань и демонстрация того, что вы относитесь к фотографии более серьезно. Поднимает вас на новый уровень по сравнению с бомбилами. Не создавайте сайт на популярных платформах типа wix.com и тому подобному, но если создаете, то только по платному тарифу с прямым доменом типа вашеимя.рф или yourname.ru Регистрируйте домен только на свое имя и самостоятельно у крупных регистраторов, например nic.ru Никаких посредников в данном вопросе быть не должно иначе рискуете потерять домен из-за непродления. Выбирайте хостинг от проверенного крупного поставщика. Я пользуюсь услугами уже долгие годы masterhost.ru Лучше переплатить несколько рублей, чем потом получить мертвый сайт. 

Блогинг — без него сейчас тяжеловато. Сайт визитка или статичный сайт не привлекает внимания. В виртуальном мире всё очень размыто и не персонально. Блогинг позволяет заполнить этот пробел и сделать вас более близким к другим людям. Это особенно важно, если вы продвигаете своё имя, как автор, а не просто услуги. Нет нужды писать каждый день. Возьмите за правило делать одну заметку в неделю-две, скажем, по пятницам. Так как мы фотографы, то пусть это будет небольшой рассказ о фотографии. Что, где, как, зачем. Добавьте немного текста от себя. Не успеете заметить, как через месяц у вас уже будет четыре истории, а это повышает лояльность клиентов значительно.  

Соицальные сети

Раньше трафик на сайт приходил через поисковые системы типа google и яндекс, но сегодня эти поисковые системы делают акцент на бизнесе. То есть они ставят в рейтинге выше не полезные ресурсы, а те, которые приносят им прибыль и платят им. Даже не пытайтесь вывести свой сайт в топовые позиции поисковиков за счет собственных сил. Вы закопаете кучу денег, которые к вам не вернутся.

Социальные сети — двигатель для вашего сайта и бизнеса. Instagram — социальная сеть для девочек. Хорошо для портретов, детских и свадебных фотосессий. Других клиентов стоит искать во вконтакте — это основая российская сеть. В одноклассниках нет клиентов для фотографов (по крайней мере для молодых). Facebook — сомнительно, сложно, иностранцы не платят, а либералы подавно. Сосредоточить свое внимание лучше на одной сети, но пробовать завести аккаунты во всех. Что-то может выстрелить сильнее остальных. Коротко, в социальных сетях происходит общение с клиентами и переход на ваш сайт. Люди крайне редко сейчас пишут на почту или звонят по телефону. Если вы планируете продвигать свои услуги с помощью рекламы, то постарайтесь максимально точно обозначить круг потенциальных клиентов. Понимание этого приходит обычно через год-два, поэтому на первых порах не стоит думать об этом. Ваша задача быть собой и всем рассказывать, что вы фотограф оказывающий соответствующие услуги. Связи в этом бизнесе — наше всё.    

Визитки

Вы можете выглядеть как угодно, использовать что угодно, но у вас должна быть фишка. В Японии визитки это часть культуры, а у нас ими пренебрегают в большинстве случаев, а зря. Сам факт наличия визитки повышает ваш статус на одну ступень вверх. Не поскупитесь и купите более качественные визитки с приятным на ощупь материалом. Вы будете раздавать их только нужным людям. Вам врятли перезвонят, но от вас останется очень приятное впечатление.

Стратегия, продвижение, деньги

Самая большая ошибка, которую допускают 98% фотографов это наработка клиентов за счет демпинга конкурентов или делать свою работу бесплатно. Люди, которые ищут что-то за бесплатно или за небольшие суммы не нуждаются в вас как в фотографе, они нуждаются в вашем фотоаппарате. В следующий раз история повториться и можете не надеяться, что человек вдруг начнет платить вам больше, потому что ваше мастерство выросло. Более того, как только вы повысите цену, то потеряете этого человека как клиента и как друга, что тоже плохо. Надо быть гибким. Иногда я делаю что-то бесплатно, но только в том случае, если это хорошо для кармы и для души. 

Есть и такие моменты в которых вас могут попросить сделать работу бесплатно, но это может открыть вам двери к новым знакомствам и возможностям. Этим надо пользоваться, но  помнить, что надо быть гибким. Сделайте свою работу хорошо, но не усердствуйте. Отдайте несколько файлов для их социальных сетей в невысоком разрешении и ничего не ожидайте в замен. Однако, если люди попросят вас файлы в высоком разрешении или живую фотографию, то можете сказать, что данная работа стоит денег. Вы должны ценить своё время и свои силы, тогда эти вещи начнут ценить другие.

Опытный специалист знает сколько стоит его рабочий день. Посчитайте и вы его. Туда стоит включить все накладные расходы, аренду помещения и заложить в идеале 200-300% прибыли, но не меньше 100%. Амортизация оборудования, непредвиденные траты и тому подобное никто не отменял. Фотографу платят не за рабочий день, а за час работы. Все ваши расходы и прибыль должны уложиться в первый час работы. Обычно съемка занимает 3-4 часа без учета дороги. Конечно, ваша ставка должна отталкиваться и от среднего уровня доходов в вашем регионе и наличия конкуренции.

Скажем, вы решили, что 1000 рублей в час это ваша ставка и ожидаете, что за 4 часа получите 4 000 рублей. Клиент, в свою очередь, ожидает, что уложится в час. Час аренды студии стоит, условно, ту же 1000 рублей в час. При этом клиент может опоздать, заболеть или попросту всё перенести. При таком сценарии вы, в лучшем случае, выйдете в ноль, а худшем останетесь в минусе. Чтобы обезопасить себя и не ударить в грязь лицом стоит назначать себе ставку уже 2 000 рублей в час. К слову о клиентах, которые опаздывают, заболевают или попросту срываются — они не ценят ваше время и на них время тратить не стоит. Я так же не рекомендую работать с клиентами, которые на ваши вопросы вместо прямых ответов отвечают уклончиво, что-то вроде: «Да, мне есть что сказать, но давай завтра.» Это неопределенность хуже всего, потому что вы рискуете потерять настоящего клиента.    

 

Как начинать и избежать эффекта новичка

Самое сложное в любом деле это начать. У вас есть работа? Не бросайте её, но в отношении фотографии действуйте так, словно у вас её нет. Не попрошайничайте у людей с просьбами сфотографироваться у вас, но дайте понять всем, что вы фотограф. Искать клиентов и нарабатывать портфолио надо там, где водится рыба. Советов стоит спрашивать у тех людей, которые занимаются тем же самым направлением, что и вы. Они чувствуют почву. Важный аспект — уровень профессионализма фотографа. Новички думают, что он у них высокий, а опытные, что он у них низкий. Только профессионал знает, что надо дать другим, потому что от этого зависит его хлеб. С точки зрения других фотографов все ваши фотографии — полная хрень. Однако, если их покупают, то вы движетесь в правильном направлении. Лайки не показатель любви к фотографии, это показатель любви к вам.

Техника

Вы можете и должны использовать ту технику, с которой вам комфортно и которую можете себе позволить. Как мыслит новичок — я возьму кредит в 500 000 рублей, чтобы купить на них новый Canon с объективом L серии, потому что это позволит мне делать снимки высокого качества ( читай я буду круче выглядеть и стоить дороже). Как мыслит профессионал — да, в принципе можно купить этот новый более светосильный объектив, потому что разницу в их стоимости сможет покрыть одна фотосессия, и я всё равно смогу закрыть все платежи на этот месяц. Поймите, сейчас нет нужды брать дорогие кредиты, чтобы начать карьеру фотографа. На рынке полно самых разных решений. Стройте карьеру с тем, что у вас есть, ищите возможности с тем, что у вас есть. Тогда вы будете понимать, что вам нужно и искать варианты. Фотографа встречают по одежке и фотоаппарату, но люди не видят разницу между пленочным зеркальным фотоаппаратом и топовым беззеркальным фотоаппаратом Sony. Будьте опрятным, с коротко стриженными ногтями и пусть от вас приятно пахнет. Фотоаппарат лишь вишенка на торте. 

Внутренние страхи

Существуют люди, которым всё равно, что продавать. Они могут продавать с одинаковым успехом фотографии, фотоаппараты и картошку. Есть люди, которые думают, что коммерция убивает душу фотографа и что это работа не для них. Душу убивает не коммерция, а стереотипы. Да, в коммерческой съемке нужно отдавать себе отчет, что вы делаете продукт для других, но почему вы не допускаете, что созданный вами продукт им не понравится? Это не так страшно, как люди думают. Фотография она про отношения с людьми. Проблема в начале в том, что вы будете пытаться  угодить чужим вкусам забывая, что они выбрали вас за ваши фотографии. Со временем у вас появятся постоянные клиенты чьи привычки и вкусы вы познаете. С опытом вы научитесь работать более творчески, чем будете удивлять и радовать своих постоянных клиентов. Ваши глаза должны гореть творческим огнем! И никогда никуда не торопитесь. Если через пару лет вы чувствуете, что у вас не получается, то можете попробовать открыть фотошколу для других жаждущих стать профи или остаться фотолюбителем, а деньги зарабатывать другим способом. За любым успехом стоят сотни провалов. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *