Беспощадная стритфотография. Оставаться Человеком.

131124-171-Scan-131128-0002

 

И снова здравствуйте, мои маленькие любители фотографии. Сегодня стрит фото очень модная и популярная тема. Многие раньше не догадывались, что щелкая на улице пейзаж с человечками, на самом деле снимают стрит. Согласитесь, что фраза “я снимаю стрит” звучит куда круче, чем “я снимаю макро” или “я снимаю пейзаж”. Наверное, каждый, кто взял и возьмет в руки фотоаппарат, обязательно попробует себя в этом жанре. Ведь всего-то надо, что улица, люди и камера. Сам я ничего против то не имею, просто,  поведение многих таких фотографов на улице у меня вызывает, как минимум, недоумение, а как максимум раздражение и обиду за коллег по цеху. Почему-то новоиспеченные стритшутеры, после того как узнают, что чисты перед законом и в общественном месте они могут свободно фотографировать кого угодно и как угодно мгновенно забывают про мораль с этикой. Вооружившись последним чудом фототехники, они начинают фотографировать так, словно шпионят за людьми, то доставая, то пряча камеру или же, наоборот, бесцеремонно тычат ею направо и налево ультрашириком, наплевав на чужие чувства и настроение. Интернет же пестрит различными статьями или “гайдами” о том, как фотографировать незнакомцев,  суть которых состоит сводится к простому “жажда всё, имидж ничто”. Честно признаюсь, у меня иногда складывается такое впечатление, что мир пытается наладить производство неких роботов-фотографов, дабы заполнить вместилища веб-серверов новыми шедеврами в стиле стрит-фото. Я считаю, что это в корне неправильно, потому что недостойное поведение со стороны фотографов формирует негативное общественное мнение, способствует развитию истерии вокруг неприкосновенности частной жизни, что в конечном итоге ведёт к тому, что мы рискуем оказаться вне закона.

Сам я прекрасно помню свой первый опыт, свои первые ошибки и свои страхи. Помню, как заставлял себя поднять камеру, чтобы сделать фотографию, помню адреналин, который захлестывал меня в этот момент. Помню, как боялся зрительного контакта, как терялся от необоснованной агрессии и не находил нужных слов для ответа. Однако, изначально у меня была установка на то, что я играю честно и открыто. Лучшая же модель поведения, что я смог придумать, так это просто оставаться собой. Надо помнить, что своим поведением мы формируем не только отношение к себе, как к фотографам, но ещё и создаем среду, в которой находимся, живём и работаем. Проще говоря, мы с вами или делаем мир лучше или делаем его хуже. Что для фотографа каждодневная рутина для незнакомого человека целое маленькие событие в его жизни, которое сделает ему настроение на весь день. Стоит отдавать себе в этом отчет.

Не подумайте, что я призываю вас у каждого попадающего в кадр спрашивать разрешения и задумываться над тем, а хорошо ли вы поступаете или нет. Я понимаю, что первый принцип непостановочной фотографии как раз и состоит в том, чтобы передать на плоскости естественность (истину) видимой сцены. Сам я практически никогда не спрашиваю разрешения, за исключением тех случаев, когда хочу выказать уважение человеку и сделать его портрет. В основном же, сперва делаю кадр, а уже потом разбираюсь с последствиями. Почему? Можно привести множество доводов в плюс такого подхода, но для меня основным мотивом является именно преодоление себя, своих страхов и комплексов. Таким образом, расталкивая собственные границы и расширяя горизонт, я могу сделать свою фотографию лучше, сделать самого себя лучше. Однако, если вы думаете, что я перестал бояться и, что у меня яйца Брюса Гилдена, то вы ошибаетесь.Улица есть улица, а незнакомые люди на то и незнакомые. Что-то всегда может пойти не так и надо быть к этому готовым. Инстинкт самосохранения не самая плохая вещь, как и чувство юмора. Прислушивайтесь к себе. Лично во мне всегда борется неуверенность в себе и необходимость делать фотографии. Конечно, если я вижу “ту самую”, то все страхи уходят куда-то сами собой и я просто делаю снимок, потому что не могу его не сделать. Но я не фотографирую там, где мне действительно не комфортно. Вокруг “случаются” тысячи других фотографий и нет нужды зацикливаться на одной конкретной. Не получилось здесь, получится там.

Я считаю, что мастерство уличного фотографа базируется на трех китах: любви, уважении и доверии. Моя задача не только в том, чтобы сделать хорошую фотографию, но ещё и в том, чтобы, не разрушив микрокосмос вокруг, оставить о себе приятные воспоминания. Скорее всего своим снимком я не изменю этот мир, но у другого человека от положительного опыта общения со мной его внутренний мир станет пусть  всего на чуточку, но лучше.

Вы должны любить то, что делаете, любить фотографию и любить тех, кого фотографируете. Искусство в моем понимании это вещь созидающая, а не разрушающая. Не фотографируйте то, что не любите, то, что вам не нравится. Нет нужды снимать всю грязь мира, если вы воспринимаете её как грязь. Не будьте бездушной пишущей машинкой снимающей факты. Факты сами по себе не интересны, если не пропущены через фильтр души. Фотография, как капсула времени. Подумайте над тем, каким увидят своё прошлое будущие поколения.

Не фотографируйте скрытно. Не фотографируйте издалека. Учитесь доверять людям, даже если они не доверяют вам и работайте открыто. Современные фотоаппараты с откидными экранами, функциями управления по вай-фаю и длиннфокусными объективами чаще мешают фотографу быть частью события, разделять его. Доверяя себя гаджетам мы не сближаемся с улицой и её людьми, а лишь продолжаем возводить вокруг себя глухую стену. Запомните, желание работать втихоря только добавляет проблем и не способствует творческому росту. Люди чувствуют, когда за ними следят. Да и вообще на душе становится жутко противно, когда кто-то делает снимок из под тишка. Чувство словно такое, что тебя обворовали. Давайте перестанем воровать изображения. Не прячьтесь сами и не прячьте камеру. Снимайте через видоискатель или через экранчик, но на уровне глаз. Если же по каким-либо причинам вы этого сделать не можете или боитесь, то спросите себя, а надо ли вам это? Стоит ли оно того? Шансы сделать хороший снимок возрастают тогда, когда работаешь в комфортных условиях и с полной отдачей.

Уважайте тех, кого вы фотографируете. Уважайте их образ жизни, культуру, язык. Вы должны быть искренними как в общении, так и в желании сделать фотографию. То, что было у вас на душе в момент нажатия на кнопку отобразиться и на фотографии. Этот мир тесен. Однажды, встретив и сфотографировав интересного незнакомца велик шанс повстречаться вновь. Скажу более, вы сами скоро станете тем, кого будут замечать местные. Если вы хотите, чтобы вас уважали и вам доверяли, уважайте и доверяйте другим. В моей практике уже было не раз, когда я встречал одних и тех же людей снова и снова. По возможности я дарю им их фотографию. Представьте на секунду, если я подарю вам фотографию, которую сделал скрыто и не из лучших побуждений.

Вот так, кратенько. Не хочу засорять вас лишними трюками и бессмысленными приёмами. У каждого самурая свой путь, я не навязываю вам свою точку зрения. Лучший способ научиться фотографировать незнакомых людей — практика. Со временем у вас появятся собственные приемы, своя модель поведения и свой стиль, а может быть вы поймете, что данный жанр не для вас и переключитесь на другой. Самое главное, что я хотел донести до вас с самого начала, так это простое “быть Человеком”.  Фотографов в мире и без нас хватает.

Untitled-1

Георгий Романов, 2014 год.