Sergio Larrain о фотографии. Из письма своему племяннику

В книге о чилийском фотографе Серджио Ларрайне есть письмо о фотографии, которое он адресовал своему племяннику. Письмо было написано им в 1982 году и послужило ответом на вопрос племянника о том, как он может начать свой путь в фотографии. Мне очень понравился текст Серджио, потому что мое собственное понимание сути фотографии схоже с его пониманием и поэтому решил перевести этот текст на русский язык. Местами я не стал переводить слово в слово, решив ограничиться самой сутью или собственным пониманием сказанного. Если вы заметили неточности в моем переводе или вам есть, что добавить — пишите мне на почту grphotography2012@gmail.com

Ссылка на английский оригинал, с которого я осуществлял перевод.

http://fotografiamagazine.com/letter-by-sergio-larrain-to-his-nephew/

Ссылка на оригинальный испанский вариант

http://albertoalonso.wordpress.com/2010/08/02/sergio-larrain-o-que-es-la-fotografia/

CHILE. Valparaiso. 1963.   Cafe de marins.

Фотография – это самостоятельное странствие во вселенной.

Первое и самое главное, тебе нужна камера. Камера, которая тебе нравится и которая ляжет в руку, потому что ты должен чувствовать себя комфортно с тем, что у тебя в руках. Ключ к любой профессии – инструмент. Инструмент должен быть простым и эффективным. Обладать самым необходимым набором функций и не иметь ничего лишнего. Второе, тебе потребуется увеличитель. Доступный и легкий в эксплуатации. Лучший увеличитель для 35мм пленки изготавливает Лейц. Он прослужит тебе всю жизнь.

 

Суть игры – отправится в авантюрное приключение, словно на судне опустить паруса и начать дрейфовать. Отправляйся на улицу, на весь день. Исследуй незнакомые места снова и снова, а когда устанешь, то присядь отдохнуть под деревом. Купи банан или бутерброд, а как перекусишь запрыгивай на ближайший поезд и снова в путь. Иди куда хочешь и всматривайся, останавливайся ненадолго и снова всматривайся. Уходи подальше от того, что ты знаешь и подходи ближе к тому, что тебе неизвестно. Перемещайся от одного места к другому, к местам которые тебя манят. Тогда, ты станешь находит всякие “вещи” и фотографии будут лезть к тебе в голову, словно явления.

 

Как вернешься домой, прояви и отпечатай пленки. Начни рассматривать свой улов, каждую пойманную тобой рыбку. Напечатай снимки маленьким размером, прикрепи на стену и смотри на них. Начни играть с изображениями, которые тебе понравились. Смело обрезай и кадрируй. Так ты сможешь изучить геометрию и развить чувство композиции. Затем, напечатай свои эксперименты, повесь на стену и снова всматривайся. Так ты будешь учиться видеть. Напечатай лучшие фотографии большим размером и повесь их на отдельную стену. Когда места на этой стене будет недостаточно, то смело убирай лишнее. Сохраняй только лучшее. Если ты осознал, что фотография недостаточно хороша, то отправляй её в мусорную корзину. Не храни мусор.

 

Затем сделай парочку упражнений. Потрать свое время на другие вещи и не беспокойся об этом. Начни изучать работы других авторов и ищи что-то близкое тебе по вкусу в книгах, журналах и тому подобному. Сохраняй, по возможности, понравившиеся тебе фотографии и помещай их рядом со своими или делай закладки любимых страниц и постоянно держи лучшее перед глазами. Смотри на них неделю, месяц, смотри до тех пор, пока не увидишь их суть. На это уйдет время, но постепенно картина начнет проясняться и ты разовьешь чувство прекрасного.

 

Отправляйся навстречу ветру, продолжай прогулки, но не заставляй себя делать фотографии. Это убивает поэзию, убивает жизнь в ней. Это всё равно, что заставить себя любить кого-то или дружить с кем-то. Если тебе стало скучно, то ты можешь отправиться в новое приключение: из порта Агуирэ проехать в Бэйкер, к бурям Айсен. Вальпараисо всегда прекрасен, он затерялся во времени и пространстве. Точно так же и ты сможешь затеряться в его извилистых улицах, погрузиться в него, словно пловец погружается в воду. В эти моменты что-либо ещё прекращает свое существование.

 

Позволь своим чувствам вести тебя, медленно, как если бы ты получал удовольствие, лишь от созерцания этого мгновения и тогда ты будешь фотографировать более аккуратно те моменты, которые видишь. Ты будешь постигать композицию и кадрирование, ты будешь делать это со своей камерой. Тогда твои корзины будут наполняться уловом и ты сможешь вернуться домой. Изучай технические моменты: фокусировку, диафрагму, скорость затвора и так далее. Научись играть со своей камерой, узнай её возможности и продолжай собирать слова в стихи, стихи в поэзию (свои и чужие). Сохраняй всё хорошее, что сможешь встретить на своем пути, даже то, что уже было сделано другими. Создай собственную коллекцию хороших вещей, словно это музей в папке.

 

Фотографируй так, как это нравится тебе. Не верь ничему, кроме собственного вкуса. Это твоя жизнь, это твой выбор. Не смотри на то, что тебе не нравится. В этом нет необходимости. Ты единственный критерий истины, но не зазнавайся. Продолжай развиваться. Когда у тебя накопится достаточно опыта и фотографий, устрой небольшую выставку или создай фотокнигу. Демонстрация фотографий покажет чего они стоят на самом деле. Ты это поймешь только тогда, когда они будут перед глазами других людей. Выставка это возможность что-то дать людям, пищу для души и ощутить удовлетворение от собственной работы. Она не ярмарка тщеславия или место для хвастовства, это возможность получить обратную связь.

 

Хорошо. Я думаю, что этого достаточно для начала. Суть в том, чтобы много странствовать и сидеть под деревом в любом месте. Это исследование вселенной самим собой и возможность заново открыть её для себя. Повседневная жизнь со временем покрывает твои глаза мглой и вопрос лишь в том, сможешь ли ты развеять её в период занятия фотографией.

SOUTH AMERICA. 1957. Chile. Valparaiso.