Ricoh GR. Коробочка со странностями или цифра, которую я полюбил

 

Камера и Кофе

Камера и Кофе

Каждый фотограф скажет вам, что снимает не камера, а человек. Конечно, они правы, но немного лукавят. Камера не просто инструмент, она твой партнер, часть тебя и твое продолжение. Хорошие фотографии не спонтанны сами по себе. Они появляются спонтанно только тогда, когда дуэт камера-фотограф идеально сработались. Меняешь камеру — меняешь не только стиль съемки, но и меняешься сам. Мне захотелось открыть для себя заново цифровую фотографию, изменится, сосредоточится на съемке и я бросился в пучину выбора своего цифрового фотоаппарата. Набросав небольшой список желаний и зная, что я жду от своего будущего друга я отправился на Московский Фотофорум.

После нескольких часов тисканий в руках различных камер от Olympus, Sony, Nikon я выделил два приглянувшихся мне компакта. Первой была Ricoh GR, а второй Nikon Coolpix A. Цена на Nikon оставляла желать лучшего, поэтому всё свелось к простому брать или не брать GR. Первое живое знакомство с этой камерой оказалось неоднозначным. За годы общения с дальномерными камерами и автоматическими мыльницами у меня уже выработались свои привычки. Реальность же оказалась куда прозаичней. Хотя бы такая простая вещь, как оптический видоискатель уже достояние истории. Что уж говорить про ручной фокус и ручное управление. Они как бы есть, но запрятаны так далеко и глубоко, что необходимость использования этих функций на современных камерах даже не предусматривается с необходимым уровнем комфорта. Единственный, кто верен моим привычкам это Leica. Стоимость её цифровой продукции недосягаема для меня, поэтому остается или искать дорогие устаревшие аналоги или принять сегодняшние реалии и измениться самому.

R0000707

 

Прыжок в космос.

До того как взять в руки GR на камеры Ricoh я практически не снимал. Мой единственный опыт заключался лишь в нескольких неделях общения с одной из первых зум-версий Ricoh моделью GX200. Тогда я влюбился в её хват, простоту управления, возможность выставить фокус на гиперфокал и цвета, выдаваемые небольшой матрицей. Ложку мёда добавил ещё тот факт, что на GX200 мне удалось снять несколько очень недурных кадров, а если такое случается, считай, что камера “твоя”. Однако, прежде чем купить GR мне надо было продать что-то из залежавшегося на полках. Я так увлекся этим процессом, что продал практически всё, что у меня было, оставив всего несколько пленочных тушек “для души”. Надо быть проще. Если уж решил сделать эту камеру своим инструментом, то сожги мосты и будь, что будет.

Технические параметры, МИРы, сэмплы и тест ISO ищите на dpreview. Там всё расписано более, чем хорошо. Я не тестер, а простой пользователь.

Распаковывание коробочки.

Первые впечатления о камере.

Хват.

У всех производителей есть две крайности. Либо камеры удобно держать, но это зеркалки, либо камеры неудобно держать и это компакты. Понятие золотой середины у маркетологов отсутствует. Их задача как бы заставить поверить нас в то, что компакты это низший ранг камер, сделав их максимально неудобными. В Ricoh, похоже, разработчики работают в тесной связи со своими пользователями и не боятся создавать нишевые продукты высочайшего качества. Когда берёшь в руки Ricoh GR, то сразу понимаешь, что у тебя в руках не неудобный обмылок для мини домохозяйки, а фотоаппарат. Схема хвата пусть и классическая в 4 пальца с болтающимся в воздухе мизинцем, но зато все пальцы, что держать камеру, могут держать её с удовольствием весь день. Для меня хват не менее важен, чем всё остальное. Суть проста. Если тебе не хочется держать камеру в руках, если она не является чем-то естественным, значит, она или болтается на пузе или лежит в сумке (кармане). При таком раскладе хороших фотографий не сделаешь. Так и будешь собирать хлебные крошки и воспоминания об ушедшем моменте, свете, эмоциях. Припоминаете что-то такое? С GR у меня таких ощущений не возникает. Корпус сделан из магниевого сплава, все кнопочки не имеют люфтов и их приятно нажимать. Всё равно, что лопать воздушные пузырьки на упаковочной пленке. Всё сделано добротно и на славу.

R0010695

 

Моя камера – мои глаза.

Вторая очень важная в камере вещь это скорость её работы. Видимые сцены и образы разрушаются за доли секунды. Когда у меня появляется желание сделать фотографию ничто не должно препятствовать реализации этого желания. С механикой всё было просто. Зажимаешь диафрагму, ставишь фокус на определенное расстояние и только нажимай на кнопку. Сейчас между желанием фотографа и кнопкой встала куча электроники. И если в зеркальных камерах со скоростью всё более-менее хорошо, то беззеркалки и компакты болтаются пока позади.

В Ricoh смогли реализовать то, о чем другие даже не хотели думать. Впервые я встретил камеру, в которой автофокусу не принадлежит всё. Вместо того, чтобы бесконечно говорить об увеличении скорости его работы или усложнять схему инженеры предоставили реальные рычаги его контроля для олдскульных стритшутеров вроде меня. Я говорю о двух функциях ставших визитными карточками Ricoh – “snap mode” и “full press snap”. Функция snap mode позволяет выставить фокус на определенное расстояние и снимать с большой глубиной резкости, как в пленочные времена. Функция же full press snap ставит приоритет срабатывания затвора выше работы автофокуса. Т.е. если снимать с полунажатием, то срабатывает автофокус, если же пропустить этот шаг и сразу нажать на спуск, то камера поставит фокус на то расстояние, которое вы выставили в snap mode и сделает снимок. Таким образом, нет нужды тратить время на переход между ручной и автоматической фокусировкой. Благодаря этим двум функциям у меня ещё не было ни разу, чтобы я упустил момент из-за камеры. Немного огорчает минимальное расстояние для snap фокуса в метр. Хотелось бы, чтоб его уменьшили до полуметра для совсем близких портретов.

R0002138

 

Скорость работы самого автофокуса более чем достаточна. При хорошем освещении камера фокусируется очень быстро, особенно с 4 версией прошивки. Если проводить аналогии, то по скорости автофокуса GR сравнима с серией Fuji X100s или XE2. С наступлением сумерек, когда контраст падает, всё уже не так хорошо. Скорость работы автофокуса падает, а если у сцены не хватает контраста, то в работу вступает мощная зеленая подсветка. Это не самая приятная вещь, если вы хотите оставаться незамеченным. Именно для таких условий я предпочитаю перейти в “snap mode”.

Ещё о незаметности. У камеры достаточно строгий некричащий дизайн, звук затвора такой же тихий, как и у X100 серии. Громкость остальных звуков легко настраивается из меню. Для непосвященных людей эта камеры выглядит броско и абсолютно не привлекает внимание.

Немного хотелось бы рассказать о колесе с режимами. В Ricoh нет привычных режимов PASM, они обозначены как P, AV, TV и TAV. В принципе, это те же привычные фотографу режимы, кроме режима TAV. Он пришел из мира Pentax и позволяет камере менять уровень ISO самостоятельно при заданных пользователем параметрах выдержки и диафрагмы. Я нашел этот режим очень удобным для себя.

R0001959

 

Батарейки.

В камере GR используется батарейка DP-65. С небольшой модификацией при помощи канцелярского ножа и не самых прямых рук можно использовать батарейки DP-60, которые используются в предыдущих сериях Ricoh GR, а так же в серии GX и многих других. Заряда одной батареи с выключенным экраном хватает часа на четыре съемки, с включенным примерно на пару часов. Чтобы без проблем снимать весь день нужно 3 аккумулятора. Один раз я разрядил четыре батарейки из-за того, что снимал почти непрерывно почти 5 часов. Учтите, что зарядки в комплекте с камерой нет, но т.к. аккумулятор в камере используется распространенный, то найти внешнюю зарядку на рынке за небольшие деньги труда не составит. Чем обусловлено отсутствие зарядки в такой дорогой камере я не знаю. Возможно заботой об окружающей среде?

R0001103

 

Начинка

GR не просто компакт, а мощнейший инструмент в компактном корпусе. У камеры очень богатые возможности для пользовательской настройки. Четыре полностью программируемые кнопки, полностью программируемое заднее колесо. Всё, что мне хотелось поменять в меню я легко менял. Настраивается буквально всё. Возможности камеры ограничиваются разве что вашими фантазиями. В довесок у Ricoh GR мощный встроенный редактор RAW файлов. Большой экран делает редактирование фотографий довольно приятным занятием и чем-то напоминает instagram в телефоне, только богаче и мощнее. Помимо стандартных функций регулировки яркости и контраста, изменения размера фотографии, есть ещё набор мощных спецэффектов, функция кропа с изменением формата кадра, кривые и даже возможность менять цвет по трем каналам. Самое интересное, что множество из перечисленного доступно и в режиме съемки. К примеру, вы можете снимать в RAW в режиме эмуляции кросс процесса квадратным форматом кадра. Все примеры фотографий, что вы здесь видите, сделаны с помощью встроенного редактора.

В комплекте с камерой родным софтом для проявки идет Silkypix, как и у Fuji. Эта программа мне никогда не нравилась. Она медленная и не удобная. Родной JPEG в камере не плох, но полный потенциал матрицы можно реализовать через RAW. Что хорошо с Ricoh она использует в качестве движка открытый формат DNG. Это позволяет редактировать RAW файлы в любой версии Photoshop и Lightroom.  

Так же хочу отметить режим CROP MODE (цифровой кроп) в режиме live view. Помимо съемки со стандартными 28мм вы можете снимать в режиме 35мм и даже 47мм. Конечно, вы расплачиваетесь разрешением файла, но взамен получаете ещё больше творческих возможностей и немного компенсируете отсутствие возможности зуммировать. Для меня фокусные 28-50 самые востребованные. За разрешение так вообще не переживаю, потому что даже в режиме 47мм кропа его количества с головой хватит, чтобы распечатать картинку 30х40.  

R0001126

 

Итоги.

У этой камеры недостатков нет, как и нет конкурентов. Вам придется в это поверить. Большинству непосвященных фотолюбителей камера Ricoh GR может показаться непривлекательной из-за своей высокой цены и узкой специализации. И пусть. Она как катана – красива, опасна и способна раскрыться только в руках настоящего энтузиаста. Для остальных же она не более чем красивый аксессуар из загадочной Японии. Однако, если отбросить лирику, включить голову и сложить воедино богатейший функционал, большую матрицу, малые размеры и вес, а так же ряд очень приятных функций её цена покажется не такой уж большой, которую вы заплатите за то, чтобы она стала вашими глазами. Я сам искал себе замену пленочной лейке. Её нельзя назвать таковой в полной мере, потому что она ни разу не дальномерка, но по духу и получаемому результату приблизилась максимально плотно. Мне нужна была броская камера с широкоугольной оптикой, быстрая словно пуля. Я её нашел, чего и вам желаю. Нет ничего приятнее, чем найти свой идеальный инструмент. Ricoh, спасибо вам!

ЗЫ В процессе эксплуатации я решил отказаться от нашейного ремня, т.к. он сковывает и перейти на кистевой для большей свободы. К слову, креплений под ремень у камеры три, а не пара, как обычно.

Благодарю всех за внимание!

 R0010716 R0010712 R0002218 R0000800 R0000916 R0001192 R0002036 R0000914

 

11 Responses to Ricoh GR. Коробочка со странностями или цифра, которую я полюбил

  1. Олег:

    Этот отличный обзор стал для меня одним из решающих аргументов к покупке камеры ) Взял стандартную черную.
    Сегодня снимал первый раз, попутно изучая все настройки и нюансы. Режим TAv и возможность фиксированного фокуса делают съемку максимально непринужденной. Впечатления от процесса самые приятные. Единственное, чтобы не исо не зашкаливало, в недостаточном освещении все-таки лучше приоткрыть дырку (грип до бесконечности не достает — да и черт с ней) Ну и шумодав дефолтный настроен не очень — я переставил начало легкого шумоподавления аж на 800, среднего — на 6400. Шумов стало, конечно, больше, но они на gr реально не напрягают. Даже наоборот — имеют приятную текстуру.
    Ну и вот еще момент — jpeg в камере, может, и ничего, но raw, конечно, решает — это кайф просто! Снимать с выключенным дисплеем, а потом уже дома смотреть и «проявлять» равы — это почти как на пленку! )))

  2. Андрей:

    Буду очень признателен, если выложите несколько dng’шек с нее на покрутить.

  3. ОЧЕНЬ порадовало вступление — прям вот мои мысли, но красиво написаны:) Именно поэтому второй камерой у меня GR (перешёл на неё с x100s), а первой стал Fuji X-T1 (ушёл с полнокадровых зеркалок Canikon). Уже устал отвечать на вопросы: «Ricoh? Это что?», «Почему Fuji и чем он лучше Canikon`а?»и подобное… 🙂 Теперь буду везде буду закидывать Ваш текст из вступления ))

  4. Эд:

    Хочу уточнить по поводу аккумулятора:
    при помощи канцелярского ножа и не самых прямых рук, как именно и что нужно сделать, что бы использовать источник питания с предыдущих моделей?

    • Проще показать, чем рассказать. Сверху «допиленный» аккумулятор. Суть в том, чтобы сделать посадочные места правильной формы чуть отрезав от пластика.
      аккумулятор для GR

  5. Автофокус в режиме видео крайне медлительный, но точный и не бросается из в стороны в сторону в поисках нужного значения, что даже предпочтительнее, нежели быстрая фокусировка с грубой подстройкой, которая хорошо заметна при последующем просмотре.

  6. serz garelij:

    Dobrij deni Georgij,ochenj ponravilosj kamera hotel poprobovatj nachatj s pljonochnoj fotografiji no dumaju budu brarj etu.sposibo boljwoe za obzor on ochenj detljnij I objomnij. foto ochenj krasivoe poslednee.ochenj chotkij kadr:)

  7. Филипп:

    Здравствуйте!
    Скажите пожалуйста, есть ли в этой камере функция подзарядки от внешнего аккумулятора (power bank)?
    Большое спасибо за обзор. Хорошо написано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *