О фотографии, как процессе.

С того момента, когда я перестал беспощадно жечь пленку прошло где-то полгода. Однако, чувства от перехода на цифровой способ получения изображений у меня двоякие. С одной стороны, современные технологии позволили получить контроль над изображением, тонко и точно настраивать его. С другой стороны, не могу отделаться от мысли, что чего-то потерял. И это “чего-то” не дает покоя.

Бытует мнение, что в фотографии правит результат. И никого не интересует, как ты его достигаешь. А можно ли утверждать, что в путешествии или в дороге главное добраться до пункта назначения? Можно, если твоя цель просто добраться. Для меня фотография это путешествие, в котором результат не является самоцелью.

Путь классической фотографии лежит через пленку, проявку и печать в тёмной комнате. Путь цифровой фотографии лежит через флешку, компьютер и струйную печать. И в том и в другом случае вы получаете изображение. И в том и в другом случае на фотографии будет изображен плод ваших трудов. То есть, результат один, но пути всё же разные. Будь я аниматором, писателем или режиссером, то принял бы цифровые технологии обеими руками. Компьютер позволяет ускорить рутинный процесс, а так же сделать его более эффективным и менее затратным во всех отношениях, что, в конечном счете, даст мне возможность сосредоточиться на творчестве.

Мой отказ от пленки мера вынужденная. Материалы, которые я себе мог позволить были всё хуже качеством, а цена за них всё росла. Нестабильные заработки и ноябрьское падение рубля убило всякую возможность покупать хотя бы рулонную кинопленку в лице Kodak Double-X. Отказываясь фотографировать на пленку я полагал, что смогу больше времени тратить на саму съемку. В моём случае это был самообман. Высвободившееся время от занятий с плёнкой не было потрачено на фотографию. Оно тратилось на что-то другое или на что-то околофотографическое, но не на фотографию.

Путешествовать можно по-разному. C пленочной камерой это делать очень приятно. Путешествовать с цифровой камерой тоже не плохо, есть свои преимущества. Однако, в путешествии под названием «фотография» есть две части. Первая — съемка, а вторая — печать. С цифровой фотографией проявка происходит в компьютере, а печать у третьего лица.  Постепенно стал ощущать, что фотографа во мне стало меньше, зато других профессий прибавилось. Свято место пусто не бывает. Я стал и логистом и психологом и компьютерным специалистом.

В общем, к чему я всё это веду? Результат — это то, что мы делаем. Некое завершение творческого пути. Мне не всё равно, как я трачу свою жизнь в качестве фотографа. Компьютер отнял у меня часть ремесла и заменил его прожиганием времени на стуле. Каким бы цифровым не был наш век человек всё еще существо материальное и для полноты ощущений ему требуется задействовать как можно больше органов чувств. Цифровая фотография лишила меня нескольких составляющих фотографии, а именно запаха химикатов и тактильных ощущений. В результате моё путешествие стало другим, стало неполноценным. Даже моя фотография изменилась. В какой-то момент мне показалось, что она стала сухой.  

Решил снова вернуться к основам.  

5 Responses to О фотографии, как процессе.

  1. Роман:

    Красиво, романтично, но не правда, все эти метания от процесса к процессу от отсутствия желаемого результата. Самообман, все проще — на пленке у вас был процесс и не было результата (того, которого бы вам хотелось, свою оценку я не даю), вы искали, перешли на цифру, не стало ни процесса не результата, совсем скучно, и теперь вы опять цепляетесь за старое в надежде, что это принесет плоды. Все эти дорожки давно протоптаны. Вы, как любой художник, жаждите признания, а в нем нет места процессу. Говорите, результат-не цель, а сами выпускаете журналы, устраиваете выставку и постоянно находитесь в поиске своей аудитории. Не занимайтесь самообманом. Нет, я не отговариваю, заниматься надо тем, что нравиться, только надо понимать, что процесс и результат лежать в разных плоскостях. Искренне желаю удачи в поисках.

  2. Иван:

    Да вы просто дороги не знаете до «пункта назначения», заблудились, вот и мечетесь, пытаясь получать от этого удовольствие)

  3. денис:

    Вообще я согласен с Георгием. Сам уже год не брал камеру пленочную в руки. Снимал на цифру. Но процесс не приносит такого же удовольствия. Первое, что бросается в галаза, это нажатие кнопки спуска в 10 раз чаще, чем с пленкой.
    Конечно это экономично. Но мой фотоувеличитель, кюветы и пачки с бумагой стоят и пылятся. Я больше не печатаю, а между тем это удивительный процесс. Не нужно говорить сейчас о том, что результат один и тот же будет, не в этом дело. Просто печать в темной комнате, проявка и тд — химические процессы и эксперименты, которые приносят массу впечатлений и порой непредсказуемый интересный результат, какого не добьешься на компе.
    А еще важно то, что негативы — физический носитель, а не электронно-бутафорный. И это тоже очень важно ИМХо.
    Но конечно не все от хорошей жизни. Пленка — это дорого.

  4. В этом вопросе много граней.

    Лично мне цифра просто надоела, процесс стал предсказуемым и скучным. Да, результат великолепен, карточки более качественные в техническом плане, чем мои же старые пленочные снимки. Но этих цифровых снимков просто тьма в Интернете, и никому они не нужны по большому счету. Цифра обесценила фотографию, как обесценивает валюту излишняя денежная эмиссия.

    На данном этапе пленка хороша как замечательное хобби, как способ вырваться из этого цифрового бега по кругу. В этом деле действительно важен сам процесс: съемка, без возможности мгновенного просмотра результата, томительное ожидание, проявка, печать в темной комнате. Есть какая-то магия в пленке. Фотографии получаются другими, отличными от цифровых, и в этом ценность.

    Думаю, что не стоит превращать пленку в цифру и снимать по 150 роликов в месяц. Опять получим рутину, которая приведет к скуке и потере интереса. Лучше 2-3 ролика, но с любовью, что вполне можно осилить по финансам.

    Также нужно понимать, что в нашей стране пленочной фотографией, да и вообще фотографией, много не заработаешь, уровень развития общества не позволяет на это расчитывать. Конкуренция крайне высока, спрос мал, уровень развития среднестатистического заказчика низкий. Доходы нужно искать в других сферах. И тогда, при наличии денег, фотография — это сказочное занятие 🙂

    ————
    p.s. Мне вот интересно, если бы допустим Родченко или Картье-Брессону в те времена, на пике их творческих сил, выдали современную цифровую фотокамеру + компьютер и хороший принтер, как бы они это восприняли? Думаю, что на УРА 🙂

    • И Родченко и Картье-Брессон владели фотокамерами с передовыми на тот момент технологиями. Они выбирали лучшее. Другое дело, что у них не стояло принципиального выбора 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *