О фотографии, как процессе.

С того момента, когда я перестал беспощадно жечь пленку прошло где-то полгода. Однако, чувства от перехода на цифровой способ получения изображений у меня двоякие. С одной стороны, современные технологии позволили получить контроль над изображением, тонко и точно настраивать его. С другой стороны, не могу отделаться от мысли, что чего-то потерял. И это “чего-то” не дает покоя.

Бытует мнение, что в фотографии правит результат. И никого не интересует, как ты его достигаешь. А можно ли утверждать, что в путешествии или в дороге главное добраться до пункта назначения? Можно, если твоя цель просто добраться. Для меня фотография это путешествие, в котором результат не является самоцелью.

Путь классической фотографии лежит через пленку, проявку и печать в тёмной комнате. Путь цифровой фотографии лежит через флешку, компьютер и струйную печать. И в том и в другом случае вы получаете изображение. И в том и в другом случае на фотографии будет изображен плод ваших трудов. То есть, результат один, но пути всё же разные. Будь я аниматором, писателем или режиссером, то принял бы цифровые технологии обеими руками. Компьютер позволяет ускорить рутинный процесс, а так же сделать его более эффективным и менее затратным во всех отношениях, что, в конечном счете, даст мне возможность сосредоточиться на творчестве.

Мой отказ от пленки мера вынужденная. Материалы, которые я себе мог позволить были всё хуже качеством, а цена за них всё росла. Нестабильные заработки и ноябрьское падение рубля убило всякую возможность покупать хотя бы рулонную кинопленку в лице Kodak Double-X. Отказываясь фотографировать на пленку я полагал, что смогу больше времени тратить на саму съемку. В моём случае это был самообман. Высвободившееся время от занятий с плёнкой не было потрачено на фотографию. Оно тратилось на что-то другое или на что-то околофотографическое, но не на фотографию.

Путешествовать можно по-разному. C пленочной камерой это делать очень приятно. Путешествовать с цифровой камерой тоже не плохо, есть свои преимущества. Однако, в путешествии под названием «фотография» есть две части. Первая — съемка, а вторая — печать. С цифровой фотографией проявка происходит в компьютере, а печать у третьего лица.  Постепенно стал ощущать, что фотографа во мне стало меньше, зато других профессий прибавилось. Свято место пусто не бывает. Я стал и логистом и психологом и компьютерным специалистом.

В общем, к чему я всё это веду? Результат — это то, что мы делаем. Некое завершение творческого пути. Мне не всё равно, как я трачу свою жизнь в качестве фотографа. Компьютер отнял у меня часть ремесла и заменил его прожиганием времени на стуле. Каким бы цифровым не был наш век человек всё еще существо материальное и для полноты ощущений ему требуется задействовать как можно больше органов чувств. Цифровая фотография лишила меня нескольких составляющих фотографии, а именно запаха химикатов и тактильных ощущений. В результате моё путешествие стало другим, стало неполноценным. Даже моя фотография изменилась. В какой-то момент мне показалось, что она стала сухой.  

Решил снова вернуться к основам.  

3 Responses to О фотографии, как процессе.

  1. Роман:

    Красиво, романтично, но не правда, все эти метания от процесса к процессу от отсутствия желаемого результата. Самообман, все проще — на пленке у вас был процесс и не было результата (того, которого бы вам хотелось, свою оценку я не даю), вы искали, перешли на цифру, не стало ни процесса не результата, совсем скучно, и теперь вы опять цепляетесь за старое в надежде, что это принесет плоды. Все эти дорожки давно протоптаны. Вы, как любой художник, жаждите признания, а в нем нет места процессу. Говорите, результат-не цель, а сами выпускаете журналы, устраиваете выставку и постоянно находитесь в поиске своей аудитории. Не занимайтесь самообманом. Нет, я не отговариваю, заниматься надо тем, что нравиться, только надо понимать, что процесс и результат лежать в разных плоскостях. Искренне желаю удачи в поисках.

  2. Иван:

    Да вы просто дороги не знаете до «пункта назначения», заблудились, вот и мечетесь, пытаясь получать от этого удовольствие)

  3. денис:

    Вообще я согласен с Георгием. Сам уже год не брал камеру пленочную в руки. Снимал на цифру. Но процесс не приносит такого же удовольствия. Первое, что бросается в галаза, это нажатие кнопки спуска в 10 раз чаще, чем с пленкой.
    Конечно это экономично. Но мой фотоувеличитель, кюветы и пачки с бумагой стоят и пылятся. Я больше не печатаю, а между тем это удивительный процесс. Не нужно говорить сейчас о том, что результат один и тот же будет, не в этом дело. Просто печать в темной комнате, проявка и тд — химические процессы и эксперименты, которые приносят массу впечатлений и порой непредсказуемый интересный результат, какого не добьешься на компе.
    А еще важно то, что негативы — физический носитель, а не электронно-бутафорный. И это тоже очень важно ИМХо.
    Но конечно не все от хорошей жизни. Пленка — это дорого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>