Путь к себе через фотографию или как я искал свой взгляд.

Всё ниже написанное есть результат моих размышлений относительно авторской фотографии и анализ почерпнутых идей от старших товарищей, которые я смог лично проверить на себе. Данный материал ни в коем случае нельзя расценивать с точки зрения пошаговой инструкции и рекомендуется к ознакомлению в качестве вредных советов. Все эти советы помогли мне, в той или иной степени, в становлении собственного творческого начала. 

Georgiy Romanov Георгий Романов

Что такое авторский взгляд? Это узнаваемый почерк, использование специфической техники, работа в определённом жанре? Чтобы то ни было, я считаю, что взгляд автора это, прежде всего, основа любой хорошей фотографии. Именно авторский взгляд наделяет снимок волшебством и заставляет трепетать дух. Если бы мне предложили самую дорогую камеру и оплачивали бы все расходы на фотографию, но вместо этого лишили бы меня моего видения, или же предложили самую простую игрушечную камеру, но наделили бы взглядом, то я бы, однозначно, выбрал второе. Проблема лишь в том, что такого чудесного человека или волшебной таблетки не существует и, как в любом деле, успех достигается тяжелой каждодневной работой.

Пробуждение.

Путь в творческую фотографию у меня начался с того, что мои работы оказались на одном крупном портфолио ревю. Это были черно-белые отпечатки выполненные в разных техниках. Мой ревьювер, именитый человек, сказал мне, что у меня есть взгляд, но я очень импульсивный и что мне надо сосредоточиться на чём-то одном. Затем он спросил меня: “Не хотел бы ты зарабатывать с помощью фотографии?”. И я ответил уверенно: “Нет!”. Мне до сих пор вспоминается этот день и я ловлю себя на мысли, а что если бы тогда сказал да? Тем не менее, мой ответ “нет” стал для меня поворотным и одновременно началом творческой карьеры. Но о том, что свою стезю я найду именно в авторской фотографии не было и мысли.

   

Открытость мышления.

Даже в самое “смутное” для себя время я всегда чувствовал есть ли настоящее в наблюдаемой мною фотографии или же это не более, чем очередная иллюстрация идеи или непонятный арт проект. По мере овладения визуальным инструментом моё мышление всегда оставалось и остается открытым. Когда я находил нечто неизвестное и не отталкивающее, то всегда углублялся в предмет изучения с головой. Я пытался понять, чем меня привлекает именно эта тема, эта фотография. Через неё я узнавал больше о авторе, прочитывал его биографию, искал связи и таким образом расширял окно собственных возможностей. Быть почемучкой означает сохранить открытость мышления, открытость к новому. Желание “копать” основа любого творческого поиска.

 

Не бойтесь копировать классиков.

Часто я мог встретить мнение в интернете, что нет смысла копировать классиков. Что если ты повторяешь за ними, словно мартышка, то это никак не приближает тебя к своему стилю. Не могу согласиться с этим. Когда мы рождаемся мы не умеем говорить, но с возрастом мы начинаем подрожать своим родителям, копируем их. Так мы учимся. В фотографии точно так же. Когда мы подражаем классикам, пусть и невольно, то участвуем в процессе становления собственного взгляда. Это накопление визуальной базы, своего рода тоже поиск. Чем старше творчески я становился, тем сильнее и глубже становилось моё понимание сути фотографии. Когда ко мне приходило осознание алгоритма, то я двигался дальше и так было до тех пор, пока мой дух не пришёл в относительное спокойствие. Так я понял, что достиг достаточного уровня владения фотокамерой, как инструментом и уже после смог думать о собственном творческом пути.  

 

Творческий обет.  

Очень важно постараться прекратить смотреть на работы других фотографов. Если я смотрел на фотографии равных себе, то часто ловил себя на мысли “я могу не хуже”, или “у меня таких сотни”. Это никак не мотивирует на творческий рост, а лишь аккумулирует отрицательную энергию. Если же мне встречались работы более сильные, то это невольно занижало мою самооценку и неблагоприятно влияло на боевой дух. Как только я прекратил смотреть на работы других фотографов, то заметил, что моё эмоциональное поле стало гораздо стабильнее.

 

Жёсткий отбор.

Наш уникальный взгляд всегда с нами, где-то рядом, но он погребён под слоями наших же знаний и предубеждений. Если вы оказались в тупике, то самое время взглянуть на свои архивы. Отберите фотографии, которые вы действительно любите. Не те, на которых сложилась идеальная геометрия и не те, которые собрали множество комментариев и лайков, а те, которые вы любите всем сердцем. Любите по глупой и непонятной же вам причине. Это будет именно ваше творческое начало.

 

Будьте проще.

В поисках священного грааля и глубокой философии мы забываем простые истины. Почаще вспоминайте первые опыты в фотографии и тот детский восторг, который вы испытали при виде результата. Сохраните в голове эти моменты. Много ли у вас тогда было программ, химии и оборудования? Фотография технический вид искусства, но супер баритовая бумага с самым крутым увеличителем и множество волшебных плагинов и камер не помогают в поиске себя. Это всё инструменты. Чем они проще, тем лучше. Не надо тратить своё время на борьбу с техникой в надежде на волшебство. Мне очень помог опыт, когда я почти целый год фотографировал только одной камерой Зоркий 4 с юпитером 12 на черно-белую плёнку. Перестаёшь обращать внимание на фотоаппарат, становишься с ним единым и голова начинает работать на снимки.

 

Игнорировать чужие мнения и советы.

Очень часто мы хотим услышать мнение о собственных работах и получить критику. Любая критика это яд и от его количества зависит сработает ли он в лечебных целях или же станет отравой. Избежать переизбытка яда невозможно, поэтому вырабатывайте устойчивость к нему. Прислушиваться к советам и мнениям можно только от очень близких вам людей, чьему мнению вы доверяете. Они не способны ранить вас, но вы получите необходимую моральную поддержку. Именно поддержку, а не критику. В иных случаях я понял, что лучше игнорировать любые советы и мнения со стороны, особенно от коллег по цеху. Только когда вы делаете то, что любите и делаете это так, как любите вы способны достичь наивысшего результата. То, что работает для одних не означает, что будет работать для вас. В творчестве нет общего знаменателя. Чужие люди, какими бы крутыми экспертами они не были, не могут стать вашими личными проводниками в поиске себя, но могут выбить из колеи. Лучший критик ваших работ это вы сами. Чаще прислушивайтесь к себе.

 

Изменить мышление.

Чувствуете ли вы разницу между “фоткой”, “фотографией” и “визуальным произведением”? Владельцы гаджетов создают фотки. Фотографы создают фотографии. Авторы создают произведения. Для меня это ментальное путешествие от фотографии к визуальному произведению было важным. Если ты хочешь стать автором, то начинай мыслить, как автор, даже если ты не создал по собственному мнению ничего эдакого. Такие изменения в мышлении могут показаться незначительными, но именно они напоминают мне о тех целях, которые я перед собой поставил.

 

О целях.

Зачем я фотографию? Что я хочу сказать своей фотографией? Чего хочу добиться от фотографии? Отвечать на эти вопросы нужно честно. Ими не надо делиться с другими, они нужны только нам. Если я хочу стать автором, то я должен быть честным и открытым. Нечестные ответы создают ложные цели и лишь отдаляют нас от истинного пути. Сейчас эти вопросы уже не существуют для меня и я просто фотографирую, но раньше я был эгоистом, который зависел от таких понятий, как успех и признание.

 

Развей иллюзии

Чтобы заниматься авторской фотографией и действительно полюбить её мне пришлось развеять множество иллюзий. Моя фотография ничего не может сказать этому миру и она, тем более, не сможет изменить его. Моя фотография не несёт понятий о высоких материях. До тех пор, пока в голове существовали эти иллюзии моё творческое начало было сковано непонятными обязательствами и я был лишен настоящей свободы. Сила фотографии не зависит от титулов, высоких материй, регалий и ценников. Она зависит от того насколько интересной будет моя жизнь и насколько открытым я буду к людям, которых повстречаю на жизненном пути.

 

Перестать сравнивать себя с другими.  

Я перестал сравнивать свои работы с работами других фотографов. Каждый раз, когда я сравнивал свои работы с другими фотографами, то всё, что в итоге оставалось это заниженная самооценка и утрата вдохновения. Если моя цель создать произведения настолько сильные, насколько это возможно. То я могу это сделать только будучи мотивированным и в гармонии с собой. Искусство это не соревнование с другими, это соревнование с самим собой. Мне нет дела до того, что делают другие. 

 

Перестать волноваться о том, что думают другие.

Однажды, я сделал над собой усилие и удалил все свои фотографии, а так же аккаунты с посещаемых фотосайтов. Такая асоциализация помогла мне перестать быть зависимым от чужих мнений, оценок и комментариев. Мне не нужно стараться угадать вкусы других, а так же тратить свою творческую энергию и время на битвы под фотографиями в поисках несуществующей истины. Теперь в конце дня я всегда остаюсь наедине с самим собой и своими работами.  

 

Рисуй свои стога сена.

У каждого самурая свой путь, но с него очень легко сбиться. Соблазны понравится другим людям никуда от нас не исчезнут. Однажды я дал себе зарок, что не буду обращать внимание на то, что любят другие и буду фотографировать то, что нравится именно мне. Рисуйте свои стога сена.  

 

Вдохновение. Аккумуляция творческой энергии.

Как только ваша страсть угаснет — вы перестанете существовать как автор. Поддерживайте огонь в душе теми способами, которые работают для вас. У меня на полке собрана коллекция книг любимых авторов, которые служат для меня спасительным островом. Каждый раз, когда в мою голову начинают лезть паразитные сомнения я гоню их прочь с помощью книг. Они успокаивают и служат напоминаем о моих целях, а так же помогают аккумулировать творческую энергию. Нет нужды торопить события. Многие вещи пришли ко мне тогда, когда этому настало время.

 

Момент истины.

Момент истины застукал меня тихим тёплым осенним днём, когда я стоял у форточной выставки на Бобровом переулке. Разум вдруг стал пустым, а всё его пространство заполонило эйфория. В этот самый момент на все вопросы были даны ответы и стало очень, очень легко. Я осознал себя фотолюбитилем, я осознал себя автором. Моё собственное творческое начало оказалось у меня под рукой, я буквально жил с ним. Мой уникальный взгляд — это мой уникальный жизненный опыт и всё, что нужно делать, это проецировать его на фотографию. Путь к себе занял долгих семь лет и я не сожалею о затраченных усилиях, совершенных ошибках и потраченном времени. То, что казалось таким очевидным было погребено под тяжелым слоем жизненного мусора. У меня есть мнение, что авторский взгляд не имеет ничего общего с фотографией и даже с искусством, а напоминает, скорее, очищенный и настроенный механизм простого человеческого начала.

Каждый раз, когда я слышал чужое мнение, каждый раз, когда в мой адрес лилась жёсткая критика, каждый раз, когда мне навязывали ложные идеалы я подавлял собственное творческое начало. Своего рода изоляция, единение с самим собой и примирение с природой бытия позволили мне получить ту самую творческую свободу, о которой я долгое время лишь имел смутное представление.

Свобода творчества.

Очистив свой взгляд и получив свободу творчества я осознал ещё одну вещь. Нет никаких творческих рамок. Любая техника, жанр, стиль, предмет — не более чем условность. Не надо бояться быть разным и не надо бояться изменяться. Уникальность авторского взгляда в том, что он является продолжением личности, которая меняется согласно потоку жизни.

 

Заключение.

То, что мне удалось обрести себя и успокоить собственных демонов лишь вершина айсберга. Впереди не менее сложная задача — не сбиться с выбранного пути. На дороге, что жизнью зовётся, мне ещё не раз предстоит встретиться со всеми трудностями лицом к лицу и, может быть, совсем в другом масштабе. Невозможно совсем закрыться от вторжения в свой внутренний мир, мы так устроены, что нам нужно общение. Я по прежнему робею, когда показываю свои работы, мне по прежнему не хватает уверенности, когда посылаю истории на конкурс и даже этот текст я перечитывал десятки раз. Но это всё в душе, глубоко. Пусть я и взрастил в себе творческий цветок, но он по прежнему хрупок и нуждается в защите. Впереди ещё будут взлёты и падения. Очень важно не изменить себе и вспоминать почаще все эти простые истины.

8 Responses to Путь к себе через фотографию или как я искал свой взгляд.

  1. ТМ:

    Егор, по-моему, название не совсем (совсем не) соответствует тексту.
    НМВ, здесь как-то точнее что-то наподобие «Размышления о месте фотолюбителя/фотографа в фотографии»…

  2. Максим:

    Красиво излагаешь (ничего, что на «ты»?). Хрестоматийно.

  3. Виталий:

    Очень искренне!
    Заставляет задуматься :)

  4. Олег Якуба:

    Согласен с автором. Понимаю о чем написано. Сам часть прошел. Великолепно, когда сам до всего доходишь..

  5. В точку! «Когда мы рождаемся мы не умеем говорить, но с возрастом мы начинаем подрожать своим родителям, копируем их. «, «Лучший критик ваших работ это вы сами»

  6. Игорь:

    Благодарю Вас, Георгий, за очень интересное и содержательное высказывание об умении вести неторопливую беседу со светом. Художник, даже с приставкой «фото-», это не профессия, а философская категория. Полностью и во всём с Вами согласен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>