Зачем автору свой сайт? Сайт в эпоху социальных сетей нужен автору, как таковой? У Google спрашивать ответ на этот вопрос бесполезно. Порой, мне кажется, что я родился не в то время и не в том месте, мне кажется, что я постоянно что-то не догоняю. Однако, свои мысли предпочитаю излагать всё равно на персональном сайте и вот почему.
Мой маленький кораблик, моя тихая гавань, мой собственный интернет-мир grphotography.ru появился по виртуальным меркам уже достаточно давно, аж в 2013 году, но я прекрасно помню тот интернет с соединением через модем U.S. Robotics, помню всемирную сеть задолго до появления социальных сетей, как класса. Это был мир в котором с помощью поиска можно было действительно найти самую разную информацию. Как таковых фильтров не было. Основные площадки – форумы, а ещё раньше это были чаты. Если за день ты не прочел пару местных срачей с переходом на личности, то, считай, день был прожит зря, а если ты никогда не начинал этих самых эпических срачей, то, считай, интернета не видел. Самое главное то, что такие площадки представляли собой сообщество людей с разными взглядами на жизнь. В рамках одного сообщества участники не боялись высказывать и отстаивать свою точку зрения. Не зря же первый браузер назывался Explorer или Исследователь. С его помощью можно было создать более целостную картину мира, в буквальном смысле найти альтернативу.
В 2004 году появился Facebook, Вконтакте подтянулся через 2 года, в 2006. YouTube зародился в 2005 году. До этого местом появления первых популярных блогеров была платформа Живой Журнал, основанная в 1999 году. Тогда люди писали, потому что хотели, а не потому что они мечтали стать популярными блогерами. Этот же временной промежуток с 1999 по 2014 годы можно назвать эрой дикого интернет- запада. Классическая медиасфера переживала кризис, а молодые поисковые системы направляли трафик на небольшие частные сайты и в аккаунты ЖЖ. Люди шли в интернет за альтернативным мнением, как контрапункт. Молодые авторы, в свою очередь, получали возможность заработка за счет рекламы.
В 2010-2011 люди научились понимать, чем нужно кормить поисковых роботов, чтобы привлекать больше трафика себе на сайт. А вот сами поисковые роботы не могли отличить хорошую информацию от низкопробного треша, поэтому Google перенастроил свои алгоритмы таким образом, что основная масса трафика стала приходится на большие известные бренды, как на источник, который, по их мнению, имел больше шансов быть более весомым. Следовательно, получить достаточную толику внимания со стороны умных пользователей на маленьких персональных сайтах стало гораздо труднее, потому что право “первой страницы” теперь на стороне сильного. Ещё одним большим ударом для независимых авторов стал тот факт, что информация из социальных сетей не индексируется поисковыми роботами. Проще говоря, поиск не знает, что и как я пишу в Facebook или в Вконтакте. Это своя закрытая экосистема, которая не хочет, чтобы мы с вами перетекали из неё в открытый интернет. Социальная сеть такой же бизнес, в конце-концов.
За никами из форумов и чатов в социальных сетях появились вполне реальные профили, а реальные профили попрятались в комфортные сообщества. Интернет сегодня это комфортный информационный вакуум, который постепенно убивает в нас способность мыслить шире, потому что подсовывает нам только ту информацию, которую мы хотим видеть. Не согласен с мнением под твоим постом? Заблокируй пользователя. Всё. Зомбоящик 21 века вовсе уже не телевизор, а мы с вами в своей зоне интернет-комфорта.
2019 год, что имеем в сухом остатке? Классический блогинг на персональных сайтах практически мёртв. Чтобы привлечь внимание к сайту мне приходится перенаправлять пользователей из своих же социальных сетей. Алгоритмы социальных сетей работают же таким образом, что рост аудитории без финансовых вложений практически невозможен. Какие бы темы я не охватывал, насколько бы сильным не старался сделать контент – мне не удастся прыгнуть шире своего узкого круга знакомых. Лично я не стараюсь сделать из того же Facebook или Вконтакте площадку для высказывания собственного мнения, потому что такая затея заведомо обречена на провал.
Я вижу, как люди прыгают с одной сети на другую, как они пытаются уловить тренды, которые просто остаются трендами. Я вижу, как появляется новая социальная сеть и затухает прежняя. Простой пример. Сейчас Google прислала мне уведомление о закрытии частных аккаунтов в сервисе Google+. А ведь кто-то вложил туда много сил и времени пытаясь раскрутиться. Тоже самое когда-нибудь будет с Facebook, Вконтакте, Instagram и так далее. Много моих знакомых улетают в бан на том же Facebook благодаря чужой наводке или сработавшему алгоритму защиты от нежелательного контента.
Форматы приходят и уходят, а персональные сайты остаются. Знаете что? Кто бы что не говорил, но альтернатив собственному сайту-блогу для настоящих авторов нет и не будет. Моя цель – тревел журналистика. Я фотограф и видеограф. Чтобы привлечь до 100 посетителей в день к себе на сайт мне пришлось плотно и усердно работать не один год в самое плохое для этого время. Собственный сайт – это то, над чем у вас есть контроль. Я сделал свой сайт сам с нуля. Это моя платформа для нарабатывания опыта, это моя база знаний и портфолио, которое в будущем даст мне возможность сделать следующий шаг в своей карьере. У меня нет запретов для публикации контента, кроме внутренних. Мне не надо думать о том, как изменит большой брат свой алгоритм, чтобы сделать социальную сеть “ещё безопаснее и лучше”. Не надо думать о том, как это повлияет на мой аккаунт. Самое главное, мне не нужно думать о лайках и комментариях, как о инструменте для привлечения внимания. Я просто могу работать.
Да, сегодня зарабатывать с помощью блогинга стало в 10 раз тяжелее, но это не означает, что это невозможно. Из-за возросших сложностей гораздо меньше людей теперь делают это, а значит конкуренция ниже. Человеческая же природа не изменилась. Люди не перестали интересоваться новыми вещами. Они не перестали ходить в поисковые системы. Последние тоже развиваются, особенно получив таких мощных конкурентов в лице социальных сетей. Борьба за трафик и человеческое внимание будет происходить постоянно. Человеку всегда нужна будет новая информация, пища для размышлений. У меня не будет шансов привлечь к себе внимание, если я буду писать о том, о чем уже написано десятки раз. Моя страница всегда будет болтаться где-нибудь внизу. Однако, рассказывая истории о местах, о людях, о явлениях, которые не интересны большинству, я устанавливаю за собой право первого, во-первых, и формирую своё лицо, как специалист, во-вторых. Такое поведение плохо для лайков, но я не ставлю перед собой цели собрать максимальное их количество. Развитие идет по спирали. Рано или поздно частные платформы снова выстрелят и тогда уже настанет моя очередь быть на волне.