Создание и ведение фотоархива

Страйкбольная тренировка на одном из полигонов в Москве

Страйкбольная тренировка на одном из полигонов в Москве

Каталог фотографу нужен как воздух. В цифровом мире будет рулить не тот у кого снимки круче, а тот, кто найдет нужную фотографию быстрее. Если по истечении 10 минут вы не можете найти нужный вам снимок, то можно смело утверждать, что ваш каталог находится в плохом состоянии. Когда вы только начинаете увлекаться фотографией, то первые пару лет это не будет являться проблемой, но по мере творческого роста и накопления материала вам всё равно придется привести всё в порядок. Я предлагаю вам свой способ организации каталога. Он не лишен недостатков, но всё же позволяет мне ориентироваться в тысячах собственных снимков довольно быстро, а главное без серьезного вреда для нервных клеток.

 

Аналоговый архив

Часть архива с папками наполненных негативами

Часть архива с папками наполненных негативами

Мне необходимо каталогизировать не только пленочные фотографии, но и цифровые фото и видео файлы. Независимо от того отдаю ли я живые негативы на печать или кидаю ссылку на файл для скачивания необходимо быстро находить нужную информацию. В противном случае велик риск оказаться за бортом, потому что ждать никто не любит. Сегодня упор я делаю на облачное хранилище, но начиналось всё с организации пленочного архива.

Папка с негативами избранных снимков

Папка с негативами и номерами принтфайлов

Аналоговый архив я организовал следующим образом: принтфайл с датой проявки, номер принтфайла и аналогичные папки на жестких дисках. Заканчивается съемочный год – заканчиваются порядковые номера на принтфайлах. В новом году цикл повторяется. На верхнем снимке вы видите на принтфайле цифру 94 – это 94 ролик пленки в папке этого года. Рядом с надписью KENRO (фирмой производителем) дата 12.08.15 – FOMA, ВМФ. Это год-месяц-число, тип пленки, тема. При работе с негативами я ориентируюсь на цифровые контактные отпечаки. На жестком диске у меня под тем же самым номером лежат контакты и полноразмерные сканы избранных фотографий. Раньше, когда я работал во VueScan, то для каждого имени файла задавал название с порядковым номером принтфайла. 

Пару слов добавлю о принтфайлах. Существуют два типа принтфайлов – пергамент и прозрачный пластик. Пергамент удобен для хранения. Он не создает статического электричества, не притягивает пыль. Пленки в него легко заходят и выходят легко. Однако, для создания аналоговых или цифровых контрольных отпечатков необходим прозрачный пластик. В плане поиска изображения с пластиком работать немного проще, потому что негативы видны на просвет.

Папка с негативами избранных фотографий

Папка с негативами избранных фотографий

Со временем появляются любимые фотографии из которых позже собирается портфолио. Чтобы было легче искать такие снимки я организовал отдельную папку с избранными негативами. В этом случае на принтфайле пишется год из которого была произведена выборка, а рядом с полоской из шести негативов номер принтфайла из которого он был извлечен. На  снимке выше это 2012 год и 96 принтфайл. Не лишнем будет создать такой же виртуальный архив в отдельной папке в быстром доступе. Это будет ваш дежурный творческий пакет: портфолио со снимками, аватарки и другие мелочи, которые характеризуют ваше творчество. Они довольно часто требуются для профессиональной деятельности, когда требуется заполнить очередной новый профиль на каком-нибудь очередном новом модном сервисе. Из года в год у меня создается новая такая дежурная папка, поскольку имеет место быть творческий рост и смена интересов. Это то, что касается живого аналогового архива.  

 

Цифровой архив

 

Каталог фотографий в электронном виде

Теперь о цифровом архиве. Сперва поговорим о некоторых маленьких, но полезных программах – одна для просмотра, другая для уменьшения размера снимков. На Windows я рекомендую обзавестись FastStone Image Viewier для просмотра и FastStone Photo Resizer для рейсайза. Эти программы не потребляют много ресурсов, открывают и обрабатывают файлы быстрее встроенных вьюверов, а ещё они бесплатны. На MAC они не выходили, но есть альтернативные вариантыВот сверху вид программы FastStone Image Viewier, которую я использую для работы с каталогом. Внутри, как уже писалось выше, повторяются те же номера, что и в случае аналогового архива. В корне жесткого диска папка с датой проявки или съемки, внутри неё папки по номерам принтфайлов с превью (цифровые контакты). Файлы в высоком разрешении имеют имя с указанием номера принтфайла и даты проявки. Таким образом у меня замыкается круг по поиску фотографии и нужного негатива. Даже если в один прекрасный момент структура каталога сломается нужный снимок будет отыскать всё равно не трудно. 

 

 

Онлайн каталог на zenfolio

Онлайн каталог на zenfolio

Немного иначе устроен мой online-каталог на основе сервиса zenfolio. Я уже писал о том, почему выбрал этот сервис и о первых впечатлениях от его использования. В отличии от жесткого диска, где присутствуют только номера, zenfolio устроен мною так, чтобы пользователь со стороны мог найти снимки по интересующем его темам. Внутри галерей уже не номерные папки, а темы. Там каждая фотография идет с описанием происходящего. Это сделано для поисковой оптимизации. Свой внутренний номер с жесткого диска у меня спрятан в описании к снимку. Так я смогу отыскать папку в которой он лежит у меня на локальном хранилище.

Описание каждого снимка в online каталоге

Описание каждого снимка в online-каталоге

Пример заполнения для каждой фотографии в online-каталоге. В названии идет описание происходящего на снимке, в описании тип камеры и дата по которой я смогу отыскать снимок у себя на диске. В нижней шапке информация для поисковых систем: тэги, категория, подкатегория, копирайт автора. Делается это всё для нахождения снимка поисковыми движками. В будущем они научаться “видеть снимки” без описания, но пока наличие подробного описания повышает шансы на нахождение снимка в результатах поиска. 

Общие советы по ведению каталога.

Не бойтесь создавать копии. Конечно, настоящая фотография существует на бумаге и всё такое, но чем больше цифровых копий своих снимков вы создадите, тем выше у них шансы сохраниться. К примеру, помимо основного жесткого диска мой архив копируется на сервисе яндекс.диск. В свое время мне перепало бесплатных 250гб. Грех не воспользоваться, да? Так же мой архив существует на внешнем жестком диске размером 1Тб. Добавим к этому архив на zenfolio. В результате у меня аж целых четыре места для хранения снимков. По-хорошему надо создать NAS-хранилище, но оно стоит денег. Вместо этого я пложу копии. Потерять какую-то часть архива для меня не смертельно. Настоящие снимки за которые мне не стыдно существуют у меня в разных количествах и папках. К примеру, когда я работаю над проектом или серией, то копирую интересующие меня снимки в новую папку, которую в свою очередь копирую на все другие носители. Да, бардачок, но это часть игры.  

Удаление мусора одно из моих любимых занятий в работе с каталогом. Человеческие эмоции со временем остывают, а хлам имеет свойство накапливаться. Четыре года назад я описывал свой опыт чистки каталогов от ненужных пленок в заметке “о работе с аналоговым архивом и цифре”. Сейчас мало что поменялось. Когда у меня плохое настроение или я ощущаю себя потерянным, то отправляюсь в ностальгическое путешествие. Остается лишь то, где взгляд остановился дольше, чем на пару секунд. Ненужное, скучное, непонятное – удаляется без сожалений. Желаю вам легкой организации вашего каталога и хороших снимков!

4 Responses to Создание и ведение фотоархива

  1. Igal:

    спасибо за статью. я вот с переходом почти полностью на пленку, стал чувствовать легче. сбросил груз терабайтов, оставил только любимые снимки, остальное все лежит по хардам в ящике. новых фоток не так уж и много появляется, красота. зато перестал понимать ,что из этого всего показывать в соц.сетях. вроде показываю, но нет понимания что, когда, почему и зачем

    • Плёнка в этом плане да, расслабляет 🙂 А понимание придёт. У меня не особо было это самое понимание и с фотками и с роликами, но постепенно начинает пазл складываться. Это приятное чувство создания чего-то нового из абсолютного бардака…

  2. Алексей:

    Георгий, что же Вы мне ничего не ответили, я же написал Вам письмо на Ваш e-mail.

    • Алексей, извините, возможно я запамятовал или письмо в спам попало, но продублируйте ваш e-mail. Я отвечу в самое короткое время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *