Фотосъемка детей с точки зрения морали и права

 

Санкт-Петербург, 2014 год

Санкт-Петербург, 2014 год

Фотография – возможность документировать окружающую нас реальность. Дети являются тоже частью этой реальности и мир знает не один фотоснимок, который стал каноническим благодаря детской наивности, чистоте и непосредственности. Однако, в 21 веке настроения радикально изменились и вокруг данного вопроса выросло много табу и предрассудков. Появляется множество спекуляций и никому не хочется, чтобы их права были нарушены. Как фотографу, мне хочется внести некоторую ясность в этот непростой вопрос.

Данную проблему можно разделить на несколько пунктов:

– правовой аспект фотосъемки

– моральный аспект фотосъемки

– фотосъемка детей с точки зрения фотографа и родителей

 

– правовой аспект фотосъемки

Начнем с того, что есть именно в российском законодательстве относительно нашего вопроса. В сети я нашел хорошую памятку для фотографа по праву на съемку. Нас интересует право на собственное изображение и разрешение на сбор персональных данных.  Давайте сразу оговоримся, что в нашем случае съемка производится в любительских целях и в общественном месте. Под общественным местом мы будем понимать места, где происходит массовое скопление людей. Если вы, как фотограф, работаете с детьми и хотите более глубоко узнать именно правовую сторону вопроса, то вышеупомянутый банк вам поможет. Тоже самое рекомендую почитать и родителям. Для простых фотолюбителей скажу, что мы можем фотографировать людей в общественном месте без ограничений. В том числе и детей. Мы не можем использовать эти снимки в коммерческих целях (кроме оплаты работы модели), но можем использовать фотографии в общественных целях. Так же, в общественном месте снимающий не может знать нарушает он тайну частной жизни или нет, потому что в таком месте такое понятие может отсутствовать. Однако, можно ли считать, к примеру, праздник в детском саду или линейку на 1 сентября в школе общественными местами вопрос открытый. Точно так же, как и можно ли найти в публикации снимка в сети instagram общественную цель. Подробно изучать эти вопросы я не буду, потому что большую часть конфликтов можно решить вне правового поля. Важно знать, кто и в каких ситуациях должен уступать.

 

– моральный аспект фотосъемки

В основе всех запретов лежит страх перед камерой. Мы, как фотографы, должны реагировать и не отказывать себе в фотосъемке любых объектов, которые посчитаем нужным. Отказывая себе в той или иной теме мы рискуем не получить всей картины мира, потерять часть культуры своего времени. Дети – огромная часть этой культуры, но мы должны отдавать себе отчет ради чего мы это делаем. Нам нужна цель, причем высокая цель. Если вы делаете фотографии ради красивого момента, выстроенных линий – это может быть недостаточно веский аргумент, чтобы сделать снимок. Если вы делаете важный снимок для истории, даже локальной, или ради обсуждения общественной проблемы, то это можно считать веским аргументом. В конечном счете ваш внутренний ответ должен убедить не только вас, но и родителя, потому что до наступления совершеннолетия именно родитель решает, что можно ребёнку, а что нет. У каждого человека есть право на собственное изображение. Даже если он не был главным объектом в кадре, но попал туда и может быть идентифицирован. Дело в том, что публикация такого изображения, так или иначе, может повлиять на частную жизнь конкретного человека. Больше всего люди боятся именно этого, потому что в нашем сознании сидит образ скорее негативных последствий, чем позитивных. Тем не менее, не существует однозначных ситуаций в которых была бы права какая-то одна сторона. Давайте представим себе некоторые из них.

 

– фотосъемка детей с точки зрения фотографа и родителя

Предположим, что в детском саду проходит какой-то праздник или мероприятие на котором воспитательница или приглашенный со стороны фотограф сделал несколько снимков, как групповых, так и индивидуальных. Что разрешено, а что запрещено в данной ситуации? Запрет на фотосъемку в данном случае уже не действует, поскольку фотограф был допущен на это мероприятие. Остается лишь право человека на его изображение и права фотографа на их использование. Какое право окажется важнее зависит от ситуации. Если снимок носит характер портрета и используется в рекламных целях конкретного учреждения, но при этом вы не давали свое согласие на его использование, то вы вправе запросить удаление такого снимка. Если же снимок используется в целях демонстрации общественной деятельности этого учреждения и он носит характер группового снимка, то право человека на его собственное изображение может быть нарушено.

Чтобы избежать лишних конфликтов, как родителям, так и фотографам я рекомендую расставлять все точки над i сразу. Фотограф должен отдавать себе отчет в том, что он делает и как будут использоваться фотографии, потому что это может иметь далеко идущие последствия в первую очередь для самих детей. Рассмотрим такой пример. Предположим, что вы сняли ребёнка или группу детей за действием, которые считается в нашей стране противозаконными: курение сигарет, распитие запрещенных напитков. Родителей рядом, конечно же, не было. Их публикация в сети может привести к травле объектов съемки или наказанию. С другой стороны, отказ от публикации свидетельствует о замалчивании проблемы в целом. Это хождение по тонкой грани, в которой с одной стороны лежит общественный резонанс, а с другой стороны судьба конкретного человека. Есть так же случаи, когда коммерческому фотографу необходимы демонстрационные работы для рекламы собственных услуг. Такие случаи регулируются либо устной договоренностью как до, так и после съемки с родителями, либо модель-релизом (контрактом) в котором должен обсуждаться в том числе и этот пункт. 

Автор: Henri Cartie-Bresson.

Автор: Henri Cartie-Bresson.

Знаменитая фотография Анри Картье-Брессона сквозь время. Посмотрите с каким триумфом мальчик несёт бутылки с вином. Более чем вероятно, что он нёс их домой к праздничному или обеденному столу. В моем детстве будучи мальчишками мы так же носили и выпивку и сигареты взрослым. Это было обычным делом и родители не боялись за нас. Но времена изменились. 

От себя мне хочется добавить следующее, что я никак не ограничиваю собственную фотосъемку. Мне важно запечатлевать как можно больше аспектов нашей жизни, чтобы в итоге получить более объективную картину. Практически никогда я не прошу прямого разрешения на фотосъемку, потому что чаще получаю отказ, но, если ситуация того требует, то спрашиваю разрешение на публикацию с четкой аргументацией. Чаще всего это оказывается более, чем достаточно. В случае запретительных мер, как во время съемки, так и после, я без сожалений переключаю свое внимание на другой объект или мероприятие. Это простое уважение к людям и вы заслуживаете ровно то уважение, которое выказываете другим. К слову, в мире миллиарды других людей, которые любят фотографироваться и рады такому вниманию. Нельзя быть уверенным на 100 процентов в том, что всё пойдет гладко. Это жизнь, а жизнь имеет гораздо больше оттенков серого, чем черно-белая документация на бумаге. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *