На велосипеде по Японии. Практическое руководство.

Контрольные точки путешествия по Японии на велосипеде 2018

Контрольные точки путешествия по Японии на велосипеде 2018

Япония это не только зеленый чай, самураи и красивые замки, но и горы, крутые подъемы, спуски со множеством извилистых поворотов. Никогда не знаешь, что же ждет тебя за одним из них. Согласно статистике за время моего месячного велосипедного путешествия мною было посещено порядка 100 новых мест, 41 город, а общий путь составил порядка 800 километров. Но самое главное это, конечно же, истории, которые я собирал в пути и люди, с которыми познакомился. Если затевать такие путешествия, то ради последних двух пунктов. В этой статье об накопленном опыте на кончиках пальцев относительно технических деталей: что с собой брать, где ночевать, что стоит, а что не стоит делать в Японии на велосипеде.

В чем смысл?

Иллюминация на стенах замка города Хиконе

Иллюминация на стенах замка города Хиконе

Не спрашивайте как ко мне пришла эта идея. Она просто пришла, потом долго роилась в голове, когда, в конечном итоге, не стала целью. Отчасти, территория в лице городов Токио и Осака мне была достаточно хорошо известна, потому что я уже был там. Однако, оставалось много пробелов. Мне хотелось увидеть настоящее лицо Японии вне гламура и туристических красот. Побывать там, где бывал не каждый японец, не говоря уже о наших соотечественниках. Можно было бы совершить это путешествие пешком с рюкзаком за спиной, но я слишком ленив и слишком люблю велосипеды, поэтому желание ехать с двумя колесами стало естественным продолжением поставленной ранее цели.  

 

Какой велосипед использовать?

Группа шоссейников где-то в Японии

Группа шоссейников где-то в Японии

Велосипед может быть любой. С этим можно соглашаться или нет, но чем неправильнее велосипед, тем веселее путешествие. Моя цель не заключалась в том, чтобы проехать расстояние из одной точки в другую, а во впечатлениях от дороги. Я очень полюбил складной велосипед на 20 колесах. Маленький, беспроблемный и доступный – он как швейцарский нож способный выполнять множество задач. Если бы я не слышал про истории о том, как люди отправляются в путешествия на лежачих велосипедах, на велосипедах-пауках или даже на юнисайклах, то не стал бы заявлять о том, что для путешествия подойдет любой велосипед. Знание сильных и слабых сторон своей техники, а также поиск возможностей – ключевые элементы в этом пазле.

Будь у меня средства в достатке, то я бы, скорее всего, приобрел бы более специализированный и подходящий для этих целей байк, а ещё вместо рюкзака использовал сумки. Но денег нет, поэтому вопрос стоял так: или учись использовать то, что уже есть или откладывай реализацию идеи до лучших времен. Последнее автоматически означает, что эти лучшие времена могут не наступить. Фотография хорошо научила меня тому, что момент нужно хватать здесь и сейчас, а не завтра.

 

Подготовка перед путешествием.

На низком старте в первый день

Мой велосипед на низком старте в первый день

Физически я здоровый молодой человек. Опыта в велосипедных путешествиях у меня до этого не имелось. Ночевки в палатке были, длительные пешие прогулки были, имелся большой опыт езды на велосипеде в целом. Я был в себе уверен, хотя не могу сказать, что не испытывал страха. Боятся нормально, а чтобы придать себе уверенности надо изучать опыт других людей, чем я и занимался. Маршрут не планировал, физически не тренировался. Лишь за несколько дней до вылета опробовал систему крепления большого рюкзака и залил герметик Stans No Tubes в камеры. Залить герметик в камеры крайне рекомендую и именно Stans No Tubes. Это проверенное решение. Благодарю этому у меня не было проблем со спущенными камерами, потому что герметик закупоривает проколы моментально. Самих же дырок предостаточно, поверьте. Лишь в задней камере я насчитал порядка 5 проколов.

Велосипед и транспорт.

В моем случае перевозка велосипеда в самолете никак дополнительно не оплачивалась. Я изучал правила перевозки велосипедов по направлению в Японию из Москвы у таких перевозчиков как AirChina, Japan Airlines и Аэрофлот – правила для всех едины. Велосипед должен быть убран в чехол, педали скручены, руль снят, а из колес (и амортизаторов) спущен воздух. Дополнительно к этому рекомендую откручивать задний переключатель с крепления к раме. Это всё. Однако, если вы летите с пересадками, то стоит понимать, что у другого стороннего перевозчика правила игры могут измениться. Поскольку мне приходилось всё возить с собой от всякого рода жестких кейсов и прочего надо было отказаться. Только простая компактная сумка, которая потом выполняла роль подстилки в палатке.

Что в рюкзаке 

Перечень того, что у меня находилось в рюкзаке

Перечень того, что у меня находилось в рюкзаке

    1. Недорогая 2х местная палатка из Спортмастера
    2. Велосипедный чехол, полевая кухня Sturmer
    3. Велоинструмент (шестигранники, спицевой ключ, заплатки, монтажки, запасной петух, запасные ролики заднего переключателя, запасная камера).
    4. Дождевик-пончо, солнцезащитные очки.
    5. Шлем, аптечка-туристическая (стандартный набор лекарств от головы, живота, диареи, бинты стерильные, антисептик), некоторый набор теплых вещей
    6. шарф-арафатка, обычные легкие вещи (майки, трусы, носки)
    7. Спальный мешок рассчитанный на температуру не ниже 10 градусов тепла.
    8. Средства личной гигиены (мыло, зубная паста, расческа, шампуни)
    9. Сумка поясная для хранения важных вещей в быстром доступе во время полета или транспортирования всего барахла на себе.
    10. Велосипедный насос, снимки-портфолио, чтобы показывать людям чем я занимаюсь.
    11. Техническая сумка с переходниками, запасными батарейками в фонарики, сумка-чехол со всеми зарядниками
    12. Фотокамера
    13. Гибкий штатив, батарея на 10 000 mah
    14. Губная гармоника в красном футляре и несколько фонариков (налобный и в палатку) работающих от батареек AAA.
    15. планшетный компьютер
    16. Сменные объективы к фотокамере и сопутствующая мелочь.

С вещами у меня было простое правило: каждая из них должна выполнять двойную функцию. Конечно, немало вещей оказались лишними, но в целом я довольно удачно собрал свой комплект. Если вам что-то осталось непонятным, то здесь видео.

 

Тяжело только первые несколько дней

На велосипеде по Японии

На велосипеде по Японии

Самое тяжелое – начать. Затем, с каждым новым днем, будет всё проще и проще. Даже зная это проще не становится. Закупив газ в местном туристическом магазине, некоторое количество продуктов я двинулся из Токио в сторону тихоокеанского побережья. В течении первый дней, если в техническом плане есть слабые места, то они себя проявят. Первым моим таким слабым местом стала задняя стандартная покрышка. Она начала рваться и потребовала замены. Ей на замену была оперативно куплена Schwalbe Marathon – отличная и надежная покрышка, как раз подходит для того, чтобы держать повышенные нагрузки. До этого у меня не было проблем со стандартной резиной, но раньше я и не возил по 20 килограмм на багажнике. Ниже видео о том на что следует обращать внимание в велосипеде.

Говоря о проблемах не совсем подходящих для туристических целей велосипедах, хочу отметить следующее. К концу моего путешествия начали лопаться спицы на заднем колесе. Тормоза V-Brake – отвратительное решение для гор. Один хороший сброс высоты по асфальту с 800 до 0 метров и тебе уже требуется заново перенастраивать тормоза, подтягивать тросики. Господи, как же я мечтал на скорости в 60 км/ч о дисковых тормозах. Как же я мечтал о маленькой звезде на многокилометровых тягунах. Ну, ожидать от бюджетного велосипеда технического чуда было наивно, но сказать, что он не выдержал возложенных на него нагрузок тоже нельзя. Я безумно благодарен моему байку за то, что в экстремальных ситуациях он не подводил. Просто, есть вещи, которые нельзя проверить иначе, кроме как опытным путем. Небольшое количество любви и новые более надежные компоненты позволят велосипеду заново расцвести на новом уровне. Если мне снова взбредет что-то подобное в голову, то и он и я будем уже более подготовленными обезьянами. Надо быть адаптивным и принимать тот факт, что ошибки неизбежны.

 

Климат и природа.

Маленький городок с горячими источниками по пути к горе Фудзи

Маленький городок с горячими источниками по пути к горе Фудзи

Середина осени в Японии уже мало пригодна для путешествий по такому региону как Хоккайдо, но в центральной части это вполне себе комфортные условия. Порядка 20 градусов тепла днем и около 10 градусов ночью. Световой день коротковат, меньше 12 часов  и бывает накрывают дожди, что сильно влияет на боевой дух. В горах ситуация немного более экстремальная. Погода стремительно меняется, местами могут дуть как холодные, так и теплые ветра, а солнце сменяться тучами с дождем. Проснувшись в 6 утра от жуткого холода в районе 5 озер у горы Фудзи я понял, что мне не хватает теплых вещей. Пришлось идти в магазин покупать шапку, ветровку и термобелье. Обувь у меня была всего одна. Чтобы ноги оставались сухими даже в мокрой обуви я приобрел себе ещё в Москве мембранные носки DexShell. Сухие ноги лично для меня играют очень важную роль в плане поддержания высокого морального духа. Несколько раз они меня реально выручили.   

Черный коршун острова Эносима

Черный коршун острова Эносима

Природа в Японии довольна разнообразна, но в целом безопасна с точки зрения велопутешествий. Мне по пути встречались еноты тануки, бобры. Однажды ночью ко мне в лагерь спустился с гор дикий кабан и стал искать пищу вокруг, чем очень напугал меня. Ещё меня сильно испугал Серау (очень похож на козла) на горе Фудзи во время спуска. Тогда я дал деру вниз, чтобы не встретиться не дай бог с малым медведем или оленем. Это их территория, не моя. В Японии обитают самые большие шершни в мире и каждый год от их укусов умирает 40 человек, но я видел всего одного такого и то он был раздавлен машиной. Чаще остальных мне встречались пауки дзёрогумо. Они везде. На вид страшные, плетут большую паутину, но на деле безобидные для человека твари. Несколько раз на мои продукты покушались черные вороны и черные коршуны, что научило меня надежнее всё прятать. Некоторые животные и насекомые могут внушать страх, но при соблюдении простых правил они неопасны. 

Дорожное движение и законы.

Молодой регулировщик движения на улицах Токио

Молодой регулировщик движения на улицах Токио

Ездить на велосипеде по Японии безопасно. В больших городах через каждые 300 метров стоят светофоры. Это в сочетании с высокой плотностью застройки и скоростным ограничений не дают машинам разгоняться выше 60 км/ч. По платным шоссе, на которые вас не пустят, скорость 80 км/ч. Водители уважают велосипедистов на дороге, потому что вы являетесь полноценным участником дорожного движения. У меня не было ни одной конфликтной ситуации, а опасных ситуаций было всего две. Одна по моей вине, а другая по чужой невнимательности. В обоих случаях всё обошлось. За все время моего путешествия я видел всего две аварии. Первая – наезд таксиста на барышню на велосипеде. Таксист зацепил заднее крыло и оставил на нем царапину. Вторая – на моих глазах один скутерист зацепил зеркалом другого и оторвал его.  Основные травмы на велосипедах люди получают от падений с велосипеда во время крутого спуска или по пьяни. 

Что касается законов, то в Японии налагают штрафы на езду на велосипеде без фонарей в темное время суток, а так же за парковку в неположенном месте (1000 рублей). Нельзя ездить пьяным на велосипеде. За отсутствие шлема не штрафуют, но его необходимость в целом не обсуждается. Ко мне докапывались два раза по поводу отсутствия переднего фонаря, когда я выезжал за продуктами или по делам в Токио, но оба раза всё ограничивалось беседой. Купить фонарики, а так же световозвращающие наклейки можно в любом магазине “всё по 50 рублей”.  Главное их не забывать использовать.

Где ночевать с палаткой.

Ночевка под мостом

Ночевка под мостом

В Японии разрешено разбивать палатку практически где-угодно, если об этом не говорят запретительные таблички. Сами японцы очень терпимы. У меня не было ни одного случая отказа в ночлеге на чьей-либо территории или хотя бы одной просьбы уйти с выбранного места. Запрещено разбивать лагерь лишь в национальных заповедниках и парках. И, честно скажу, вам этого не захочется делать. Все эти места представляют собой дикие заросли с очень неровной каменистой почвой сплошь усеянной жесткими густыми растениями. Мосты, побережья, парки – отличные места для ночлега с палаткой. В поисках места для ночлега вам может помочь эта карта. На ней отмечены дорожные станции Michi No Eki, в которых есть интернет, свет, вода, еда и всё для отдыха. Так же бесплатные и платные места стоянок. В большинстве случаев я останавливался в парках. Там чисто, нет никаких ползучих гадов, есть вода и туалет.  

Походная романтика

Первая ночь дикарем

Культура палаточного отдыха. 

Сухое место в мокром парке - место ночевки

Сухое место в мокром парке – место ночевки

Первое чему удивляются все туристы приехав в Японию – отсутствию мусора и мусорных урн. В Японии очень сильна культура сортировки мусора и развита индустрия его вторичной переработки. Однако, я был удивлен не меньше, что и мусор и свалки есть всё в той же Японии стоит отъехать от больших городов. Чисто не там где не мусорят, а там, где убирают. Если вы выезжаете за границу, то становитесь лицом нации в глазах местных. Отдыхая с палаткой всё, что должно напоминать о вас с утра – примятая трава. Ничего более. Помните, что вы лишь гость. Останавливаться на ночлег стоит так, чтобы не доставлять никому не удобств и не более, чем на пару ночей. Затем стоит исчезнуть с первыми лучами солнца. 

Поддержание чистоты.

Чистоплотная Япония

Чистоплотная Япония

Япония очень чистоплотная страна, а от самих японцев приятно пахнет. Для чистоты тела вы без проблем найдете общественную баню с душем и горячим источником (онсены). Чтобы поддерживать чистоту одежды в каждом городе есть общественные прачечные. Стоимость услуг бани составляет порядка 150 рублей, примерно столько же будет стоить постирать вещи. 

 

Проблема языка  

Селфи с группой пленочных фотографов

Селфи с группой пленочных фотографов

Японцы плохо знают английский. Про русский язык говорить не приходится. За Токио ситуация становится ещё хуже. К счастью для нас с вами многие названия улиц, дорог, городов, дублируются на английском языке. Google карты прекрасно справляются с возложенной на них функцией навигации. Однако, чтобы получить опыт живого общения и не ощущать себя одиноким в поисках сети я настоятельно рекомендую выучить следующие слова и группы слов на японском языке:

  • да / нет
  • сколько стоит, слишком дорого, я дам вам
  • числа
  • время –  сколько время? сегодня, завтра, вчера, вечер, утро
  • я хочу / мне надо – отель, комната, пиво, еда, секс, билет, поезд, автобус, станция
  • направления – лево, право, вперед, назад, где находится
  • мне нравится (плюс что именно вам нравится)
  • могу ли я
  • где, в каком направлении, здесь, тут, там 
  • спасибо
  • оставьте меня 
  • уходите
  • привет / пока

Выучить слова не трудно. Достаточно запоминать одно слово в день и повторять его в течении дня. Хороший словарь японского языка. Google переводчик тоже справляется хорошо, а можно купить карманный переводчик.

 

Есть вопросы? Можете задать их мне через почту grphotography2012@gmail.com 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *