Корни Японской авторской фотографии в барах Голден Гая.

Yamasaki Ko-Ji в районе Golden Gai

Ямасаки Ко-Джи (Yamasaki Ko-Ji) в районе Голдей Гай (Golden Gai)

Токио, Шиндзюку, район баров Голден Гай. Алкоголь – социальная смазка. Хочешь познакомиться с культурой – иди в бар. Хочешь познакомиться с японской авторской фотографией – иди в бары района Голден Гай. В этот раз мне посчастливилось посетить три замечательных тематических бара – Кодожи, в котором я был в прошлом году, любимый бар Дайдо Мориямы (Daido Moriyama) – Сея и бар, которым владеет 84 летняя бабушка-фотограф – Хишшо. Я думал, что это будет просто погружение в любимую мною среду, но на деле оказалось, что я капнул в самое сердце авторской японской фотографии целого поколения.

Кабукичо, Шиндзюку. Мужчина курит на улице

Кабукичо, Шиндзюку. Мужчина курит на улице.

В состояние измененного сознания надо входить постепенно. Японская культура распития алкоголя подразумевает наслаждение местом и временем. Поэтому, многие напитки тут разбавлены водой и подаются со льдом. Вместе с напитком вам подадут легкую закуску. Один стакан сменяет другой, один бар сменяется другим. В баре Кодожи я побывал аж три раза подряд. Сперва, мы зашли туда с группой уличных фотографов из Московского Фотоклуба. Да, да, именно Московского. Все члены этого фотоклуба, так или иначе, побывали в Москве, полюбили Россию и увлекаются фотографией – поэтому он Московский. Я познакомил клуб с молодой российской фотографией, чем привел японцев в восторг. Дело закончилось в баре Кодожи. На нескольких квадратных метрах разместилось порядка 8 человек. В воздухе стоит дым от сигарет, а чтобы сходить в туалет надо буквально идти по головам. Такая атмосфера абсолютно точно вредна для здоровья, но полезна в установлении тесных связей между её участниками. С чувством нескрываемой гордости ваш покорный демонстрировал всем участникам того вечера снимок, который был оставлен на стене бара во время прошлогоднего визита.

Фотограф Susumi Fujita, он же совладелец бара Kodoji

Фотограф Сусуми Фудзита (Susumi Fujita), он же совладелец бара Кодожи (Kodoji)

Нашим барменом был известный в Японии фотограф Сусуми Фудзита (Susumi Fujita). Он активно издает собственные фотокниги, является совладельцем бара и участником галереи KAIDO. Когда количество гостей резко пошло на убыль я не упустил возможности и показал Сусуми-сану своё портфолио. Учитель был не многословен, но похвалил за особый взгляд. Он порекомендовал мне использовать более качественные камеры и материалы, а так же не потерять своё видение. Сусуми-сан отметил те снимки, которые в России имели наименьший успех и сказал, что именно они определяют то, что на моих снимках есть чувства. На этих снимках были пейзажи, а так же невыраженная игра с формами и предметами, которые в обычной жизни мы считаем заурядными. Японцам свойственно выражать свои чувства с помощью визуальной поэзии. Именно поэтому на их фотографиях редко присутствуют люди, но больше вещи. Вещи, каждая из них, может рассказать свою историю, если знать подтекст. Европейской и русской фотографии это несвойственно. Так закончился первый день барного марафона, а о том, что марафон продолжится я даже не думал.

Ямасаки Ко-Джи с книгой In Osaka в баре Кодожи

Ямасаки Ко-Джи с книгой In Osaka в баре Кодожи

Для хороших людей эта планета слишком маленькая. Скажите, как ещё могут встретиться хорошо друг-другу знакомые люди живущие на разных концах планеты? Правильно, случайно и в баре. На следующий день я встал с больной головой и увидел письмо от Ямасаки Ко-Джи. Его книгу “In Osaka” я имел честь обозреть одним из первых и по словам Ямасаки-сана “сделал ему кассу”. Почему бы в этот раз мне не снять кино, подумалось сразу? Две таблетки нурофена, велосипед и снова в Шиндзюку. На этот раз уже я показывал Ямасаки Ко-Джи бар Кодожи. Он был в том районе в первый раз. Перелистывая одну книгу за другой мы наполнялись новыми творческими силами, но после 5 стаканов пива силы физические стали нас покидать. Мы попрощались и обещали друг другу завтра продолжить. Мне же ещё обратно на велосипеде ехать. Опасно. Опасно не столько за здоровье, сколько за то, что могут влепить штраф за езду пьяным. Я старался ехать дворами. Слава богу миновало.

Шашлычки в японском стиле - отличная закуска к пиву, виски и саке

Шашлычки в японском стиле – отличная закуска к пиву, виски и саке

Новый день. Снова болит голова. Не день ли это сурка? Я, что, вхожу в запой? Пиво пить не буду – решительно сказал себе. Но и не пить совсем нельзя. Это как разговаривать на разных языках. Хотя, тут оговорка, мы и так разговаривали на разных языках, но алкоголь всё сглаживал. Ладно, будь что будет, когда ж оно ещё раз будет?

Второй этаж бара Сая - любимого бара Мориямы Дайдо

Второй этаж бара Сея – любимого бара Мориямы Дайдо. Знаменитые окна из фильма Memories of a Dog

Снова Шиндзюку, снова встреча. После прогулки по дворам заходим в первый бар. Начинаем с Ямасаки саном в маленькой китайской закусочной с шашлычков из куриных легких и разбавленным с лимонным соком саке. Настроение улучшается, жизнь налаживается, приходит ощущение счастья и того, что всё прекрасно. Ямасаки сан неожиданно вспоминает про любимый бар Мориямы Дайдо – Сея. Находим на карте Голден Гай этот бар и по счастливой случайности он открыт. На двери висит табличка For Member Only (только для членов клуба). Туда не ходят туристы, там не ждут непрошеных гостей, но вход открыт для тех, кто в теме. Хозяйка бара совершенно не фотограф, но хорошо знает Дайдо. Как скромный человек она просила не снимать её. В этом баре на втором этаже долгими вечерами Морияма сидел делая снимки прохожих на компактную камеру из окна  попутно потягивая стаканчик. После объяснения в любви к японской фотографии мне было разрешено подняться на второй этаж. Интерьер сильно изменился с тех времён, как я видел его на пленке фильма Memories of a Dog, но я сразу же узнал вид, заклеенные окна и старые постеры. Внутри меня всё сжалось, потому что, оказаться в этом месте для меня было важным. Было важным зарядиться этой атмосферой.

Бар Сая, 2ой этаж, постеры Дайдо Мориямы

Бар Сея, 2-ой этаж, постеры Дайдо Мориямы

Бар Сая, 2ой этаж, постеры Дайдо Мориямы

Бар Сея, 2-ой этаж, постеры Дайдо Мориямы

Мы спустились вниз и выпили ещё по стаканчику после чего хозяйка рассказала нам о баре 84 летней женщине-фотографе. Её бар Хишшо располагается буквально через несколько метров от Сея. Мичико Сасаки (Michiko Sasaki) – владелица Хишшо (Hissho), фотограф и живой свидетель студенческих волнений охвативших Японию в период с 1967 по 1969 годы. Мичико сан протягивает нам книгу Shinjuku – People of Golden Gai – книгу её жизни. Внутри книга представляет собой многократно увеличенные и потерявшие всяческое фотографическое качество портреты людей, которые, так или иначе, повстречались ей в жизни. Эти портреты, скорее, напоминают листовки о розыске, которые полиция развешивает по районам с той лишь разницей, что на этих портретах люди улыбаются. Рядом с каждым портретом есть небольшой сопроводительный текст. По словам Мичико она помнит каждого человека в этой книге, знает и хранит его историю.

Портрет Мичико Сасаки - 84 летнего фотографа. В руках одноразовая мыльница Fujifilm.

Портрет Мичико Сасаки – 84 летнего фотографа. В руках одноразовая мыльница Fujifilm.

Везде на стенах бара развешаны ксерокопировальные портреты самых разных людей. В книге был найден портрет Дайдо Мориямы. Тут я себе позволю отойти немного в сторону. В сторону студенческих волнений о которых Мичико или, как её ласково называют, Мама говорила очень долго и спрашивала, а есть ли такие движения и у нас. Когда я прочитал про события тех лет, то понял, что они имели куда более глубокие корни и куда более глубокие последствия, нежели я думал. Интересная статья для тех, кто хочет углубиться – Japan’s 1968: A Collective Reaction to Rapid Economic Growth in an Age of Turmoil. Конец 60х. Это время бурного экономического роста. Люди встают на путь общества потребления, но Япония ещё развивающаяся страна с низкими доходами. Воспоминания о войне, о старом строе ещё очень свежие, однако, прошлое всё больше романтизируется. Молодежь массово поступает в институты, качество образования при этом падает, потому что квалифицированного преподавательского состава не хватает. Токио становится тем городом, который мы знаем сегодня. Половина его тогдашнего населения это молодые люди в возрасте от 19 до 34 лет, у которых нет денег, которым нечего делать после учебы или работы. Экономика растет с каждым годом все стремительнее и стремительнее. Страх перед новым будущим, отсутствие самоидентификации, разочарование в новой системе образования и свободное время потихоньку приводят к тому, что появляются левые радикалы. Собираясь вместе они образуют незначительные секты, начинают увлекаются марксизмом, перекраивают кодекс чести самураев Бусидо на свой лад. К началу массовых столкновений с полицией количество вовлеченной в эти движения молодежи составляет порядка 300 000 человек. По тем временам это 20 процентов от всех студентов и 4 процента от общего населения. На вопрос о том “зачем вам всё это нужно?” большинство отвечало “потому что это весело”, вторым ответом по популярности было “желание найти себя”, третьим “поставить себя вне системы”, лишь 1 процент из всех опрошенных приводил в качестве ответа политические мотивы. Процесс формирования данного движения начался в 1960 году достигнув пика в 1970. Однако, не все студенты проявляли себя в массовых беспорядках. Некоторые захватывали кампусы институтов и устанавливали там свои порядки в основном провоенного толка. Это давало им ощущение того, что они впервые за долгое время начали чему-то учиться. Власти на протяжении полугода закрывали на это глаза, но в конечном итоге решили вмешаться. С помощью водометов, резиновых пуль и слезоточивого газа полиция вернула всё в прежнее русло. Каких-либо серьезных изменений в политическом курсе страны эти волнения не привнесли, но сильно повлияли на культуру в целом. Именно в этот период индустрия манги переросла из детской в подростковую и более взрослую категорию, потому что студентам надо было как-то себя развлекать. Япония проиграла войну, морально она была раздавлена, в то же время, молодежь уже не считала себя ответственной за прошлое своих родителей. Ей требовались новые герои. В этих героях молодые японцы видели собственное отражение. Кино, особенно фильмы про якудза (японских гангстеров) были вторым, после чтения манги, доступным времяпрепровождением. Билеты стоили дешево, спрос на них был очень большой. Японскую индустрию кино того времени можно сравнить с Болливудом в Индии наших дней. Типичная сюжетная арка: главный герой на протяжении фильма жестко угнетается необуржуазией, после чего совершает  кровавую месть. Однако, время всё расставило на свои места и когда новая экономика начала работать, когда страна превратилось из развивающийся в развитую, эти движения сошли на нет. Проще говоря, стимулом их появления был страх перед неизвестным новым экономическим будущим ведомый прошлыми моральными устоями, но из-за отсутствия четких идей, которые бы разделялись обществом, они растворилось в новом времени.

Обложка книги Люди Голден Гая (People of Golden Gai) автора Мичико Сасаки (Michiko Sasaki)

Обложка книги Шиндзюку – Люди Голден Гая (Shinjuku – People of Golden Gai) автора Мичико Сасаки (Michiko Sasaki)

Портрет Мориямы Дайдо (слева) в книге Мичико Сасаки

Портрет Мориямы Дайдо (слева) в книге Мичико Сасаки

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku - People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku – People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku - People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku – People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku - People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku – People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku - People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku – People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku - People of Golden Gai

Страница из Книги Michiko Sasaki Shinjuku – People of Golden Gai

Тем не менее, вернемся в бар. Мама достает с полки одноразовый фотоаппарат и делает наш с Ямасаки саном портрет. Она сказала, что в следующем году мы будем в её новой книге. Это нас сильно развеселило. Простая камера, простой метод подачи, но сильная идея. Будучи уже с нетрезвой головой я перевел творчество Мичико сан на себя. Ведь, я тоже делал такие книги на ксероксе и я тоже их показывал другим, но не встретил никакой реакции. Вообще. Людям просто не интересно и отсутствие интереса совершенно иная проблема. В каком времени сейчас живем мы? Где и в чем состоят вызовы нашего времени? Эти мысли утопают уже в следующем баре. Мы снова в Кодожи. Тихо листаем книги, тихо уходим в собственные мысли. Мне бы хотелось напиться сильнее, но ещё ехать домой на велосипеде. Этот день был очень интересным, потому что помимо того, что я побывал в культовых для себя местах, я ещё узнал из первых уст об истоках той фотокультуры, отголоски которой ещё долго будут звучать и сегодня во всем мире.

Темными улицами Голден Гая гуляя

Темными улицами Голден Гая гуляя

Что же объединяет фотографа Морияму, лихих мятежников, бары и Мичико Сасаки ? Все эти люди принадлежат к одному поколению. Они родились в военное время, смутно помнят саму войну, но хорошо помнят становление страны, смены политического и экономического курса, моральный гнет проигравших. Они не просто принадлежали к этому поколению, а были очевидцами и участниками всех вышеописанных событий. Если взять область шире фотографии, то в биографии среди известных людей их поколения вы непременно найдете след тех событий. Например Харуки Мураками. Этот опыт не мог не отразиться на их творчестве. Более того, он помог сформировать то уникальное, поэтическое и неуловимое в японской фотографии, которое я так сильно люблю до сих пор. Все эти эффекты вне фокуса, с зерном и жестким контрастом появились не в дань моде, а как контра мнению большинства, как желание выразить свое отношение к эпохе творческим языком. Новое поколение японских фотографов разительно отличается от того же Мориямы, но влияние, которое он оказывает по-прежнему сильное.

 

Фотобары Шиндзюку

Фотобары Шиндзюку

Если захотите пройти по местам “боевой славы” – отправляйтесь на станцию Шиндзюку (Shinjuku), забивайте в поиске Golden Gai, а затем найдите уже на месте карту баров. Главный ориентир – парковка. Ищите сперва её. Место очень маленькие и найти сходу будет что-либо трудно. Помните, что почти все они начинают работать после 18 часов вечера до 24 часов. Пятница и суббота – идеальные дни для посещения. Средний чек 2000-3000 йен. Удачи и немного снимков под конец. 

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

по улицам Голден Гая

По улицам Голден Гая

По улицам Голден Гая

По улицам Голден Гая

По улицам Голден Гая

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *