Литература VS Видео, как средство самовыражения в XXI веке

Георгий романов фотограф

Темрюк, 2019 год. Слева направо: автор, его брат, друг автора Дима, верные собаки друга автора

Когда на своём YouTube канале я устраивал прямой эфир со зрителями, то упустил из виду один из самых интересных вопросов, о чем жалею. Однако, никто не мешает мне высказаться на эту тему в собственном блоге в литературной форме, верно?

Сергей задал такой вопрос: “Литература VS Видео, как средство самовыражения в XXI веке”. Это даже не вопрос, а целый тезис, мимо которого пройти было бы для меня преступлением. В своём творчестве я активно использую такие медиа, как фотография, тексты и видео. В последнее время сам лично все больше делаю акцент именно на видео, потому что для меня оно является квинтэссенцией литературы и фотографии. Видео сложнее в создании, но проще в восприятии. Картинка в движении со звуком задействует зрительное и слуховое восприятие. На зрение приходит львиная доля информации, через которую мы познаём мир. Слух на втором месте.

 

Чем же притягивает видео? С лиц актеров мы можем легко считать ту или иную эмоцию, влиться в процесс на экране. Благодаря звукам картина становится ещё более дополненной. Но если задуматься, то в случае с кино звук может играть даже более важную роль, потому что благодаря ему мы слышим речь, улавливаем смысл. Картинка в данном случае только дополняет эту реальность замещая собой наше воображение.

 

А у литературы? Литература не обладает такими возможностями, как кино. Книга представляет собой лишь набор букв и наши основные органы чувств в восприятии литературы задействованы косвенно. Я имею ввиду, что глаза только помогают прочитать текст, чтобы затем передать сигнал в мозг. Самое интересное потом происходит именно в мозгу. При чтении мы включаем воображение, на основе текста создаём портреты героев, но главное, воспринимаем прочитанное как собственный пережитый опыт. Это труд, это время, а сейчас мало кто хочет трудится в интеллектуальном плане. Здесь можно было бы ещё написать про тактильные ощущение при работе с книгой, но я опущу этот момент. Электронные книги, экраны компьютеров, смартфонов вошли в наш обиход очень крепко, но при этом люди не перестали читать, поэтому для литературы оболочка в которой заключён текст не играет решающей роли. Точно так же, как не влияет оболочка и для кино и для фотографии. Сегодня источник потребления контента (аудио, видео, текстов, фотографий) потребляется через интернет, а не через телевизоры или кинотеатры, библиотеки или галереи. От этого мы не стали меньше смотреть, а наоборот появился переизбыток информации.

 

Вернёмся к литературе. Что было первым? Картинка или текст? Если углубиться в историю, то на заре человеческой цивилизации картинка все же появилась раньше. Однако, затем она эволюционировала в письменность. Здесь показательным примером станут китайские иероглифы. Иероглифы есть ничто иное, как эволюционировавшие рисунки, смысл которых заключается в одинаковом прочтении одного и того же визуального кода. То есть, если нарисованы иероглифы луны или солнца, то они не могут быть трактованы иначе, потому что это исказит смысл. Вместо поезда построят подводную лодку. И на примере все той же китайской грамоты легко понять, что иероглифы, как рисунки, эволюционировали вместе с вложенным в них смыслом. В китайской грамоте значения слов на основе одних и тех же иероглифов менялись. Да что там китайская грамота, неужели в нашем великом и могучем не найдётся подобных примеров? Ладно, оставим это дело понимающем людям. Я хочу сказать, что нет ничего постоянного. Язык эволюционирует. Не важно будь это язык литературный, фотографический или на основе видео. Есть условные коды, которые человек считывает и понимает. Этого надо достаточно.

 

Литература и кино – формы языка. Фотография была изобретена раньше кино, однако, куда большее влияние на зрителя имеет именно оно. Почему так вышло? На это надо смотреть с двух точек зрения. С точки зрения автора и с точки зрения зрителя.

 

Что мне нужно знать, как автору, чтобы написать роман? Как минимум, иметь богатый словарный запас. Затем, уметь его применить. Главное же для писателя, это опыт, который он пережил. Либо, очень очень богатое воображение. Но обычно одно без другого не бывает. С технической стороны для письма много не требуется, особенно в наш век цифровых технологий. Раньше бумага, чернила, печатные машинки – все это стоило денег. Сейчас, когда всем обезьянам раздали печатные машинки (смартфоны, персональные компьютеры), то создали ли они роман? Нет. Они создали нечто покруче – Google.

 

Что мне нужно знать фотографу, чтобы создавать фотографии? Как минимум, у меня должна быть камера. И все тот же пережитый опыт, либо богатое воображение. В пленочные времена требовалось знать основы химии, иметь помещение, уметь работать с камерой. С приходом цифровых технологий произошла демократизация фотографии. Статус фотографа получил каждый обладатель фотоаппарата, но от этого фотографов больше не стало. Как и писателей.

 

Дошла очередь и до кино. Я не буду брать дремучие пленочные времена кинопроизводства, а возьму последние 20 лет. Всего каких-то 20 лет назад, чтобы снять кино нужна была камера, монтажная станция, а затем техника для тиражирования. Сегодня фильмы снимают на смартфоны, монтируют там же, а дистрибуцией занимается YouTube. То есть и в кино происходит точно такой же процесс, как и фотографии и литературе. Процесс демократизации, упрощения творческого процесса. Люди получили возможность творить, они стали творить. И это прекрасно. Однако, это не отменяет необходимости иметь способности и тот факт, что способности надо развивать каждодневным трудом.

 

Теперь посмотрим на это с точки зрения зрителя, а точнее потребителя. Основное преимущество литературы и он же ее недостаток в том, что в ней нет той правды, какой ее хочет видеть читатель. Любое описанное событие или явление есть квинтэссенция опыта автора. Фотография в этом отношении произвела прорыв, потому что в отношения автор-зритель вмешалась камера. Камере люди верили, но фотография в чистом виде очень тяжела для восприятия массового зрителя, потому что, воображение в фотографии не работает, а текста не дали. Как читать фотографию? Это целое искусство, которое готовы постигать единицы. Поэтому появились газеты, появились тексты к фотографии, фотографии прилепляли к текстам. Чтобы дополнять друг друга.

 

Перейдём на более земные материи. Я, как автор, прекрасно понимаю силу выразительности того или иного языка. Когда у меня нет возможности снимать видео или делать фотографии, то я целиком и полностью полагаюсь на свою память и воображение. Сила твоего текста зависит только от тебя. Это круто. И с точки зрения практики все, что тебе надо делать, так это писать, писать и ещё раз писать. В видео и фотографии мало быть пассивным наблюдателем. Ты должен быть участником действа. Это помогает мне развивать воображение. Фотографии же в чистом виде сейчас приходится тяжелее всех. Мало быть просто фотографом, мало делать хорошие кадры. Мало снимать шедевры. Ты должен быть визуальным поэтом, мастером складывать нечто из ничего. Вот только понять язык фотографии могут единицы, поэтому оставаясь только в рамках фотографии ты остаёшься в рамках именно любителей фотографии. Грамоте ещё учили в школе, а вот визуальной грамоте – нет.

 

Видео сейчас в топе. Формат понятен массам, цикл производства сокращён до нельзя и каждый заливший ролик на YouTube не мнит себя режиссером. Но! Вот здесь есть одно жирное но. Для автора средство самовыражения не имеет значения. Значение имеет ваша страсть и то, как вы передадите ее окружающим. Сегодня и писатель и фотограф может рассказывать о своём хобби посредством видео. Вашим фанатам хочется видеть не столько само произведение, сколько автора, чтобы установить более тесные связи. Это своего рода кухонные посиделки, которые сокращают разрыв между людьми. А ещё это просто доступная форма получить ответ на интересующий вопрос. Как заменить лампочку? Стоит или переходить на MAC? Сколько выпекается хлеб? Человек запоминает действия быстрее, когда смотрит на это либо вживую, либо на экране. Да что там смотрит? Слушает…

 

Завтра все может измениться. Изобретут новый сервис, либо измениться принципиально модель потребления информации. Кто знает? Важно другое. Важно, что технически для творца все меньше преград, что ты можешь расти в сети, как бренд. Расти вместе со своей аудиторией. Этот процесс не быстрый, но тем и прекрасен, что благодаря времени из обезьяны может получиться писатель, фильммейкер или фотограф. Найди свою площадку и получай удовольствие от процесса. Это единственное, что имеет смысл. Все остальное приложится само собой. Мне нравится графоманить, потому что это время для разговора самим с собой. Мне нравится снимать видео, потому что это способ быть в движении. Мне нравится делать фотографии, потому что это заставляет меня меньше замыкаться в себе. Нейронные связи работают, тело двигается. Одно это прекрасно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *