M значит Manual или чему учит пленка

m_is_for_manual_00001

Как человек любящий снимать на плёнку я духовно не могу не поддержать тот факт, что во многих зарубежных школах студентов обучают азам фотографии именно на плёночных камерах, хотя, казалось бы, в наш-то век электроники и автоматизации всё должно быть ровно наоборот. И, как мне думается, дело вовсе не в волшебном зерне или в тёплой ламповой магии, а в том, что многие пленочные камеры лишены сложной автоматики и делают процесс обучения фотографии более простым, наглядным и запоминающимся.

Современные фотоаппараты, абсолютно любые, это мощные творческие инструменты, которые дают свободу самовыражения, но для тех, кто только начинает входить в мир фотографии вся полнота такой свободы обрушивается на фотографа, как снег на голову. Настроек, параметров и прочего – слишком много! Происходило это усложнение, конечно, не сразу и под соусом исключительно благих намерений. И чем технологически насыщеннее становились камеры, тем дальше фотограф отходил от прямого управления камерой.  Взамен ему предлагались различного рода программные режимы с целью облегчить управление фотоаппаратом. Как результат – начинающие фотографы попадают в технологическую ловушку и сегодня в поисках ответа на вопрос о том, как фотографировать зачастую ищут ответ не в плоскости построении кадра и съёмочных параметрах, а волшебных настройках “разработанных” именно для их модели фотоаппарата. Однако, с точки зрения светописи любая фотография, вчера, сегодня и завтра, как стояла, так и стоит на  трёх китах: выдержки, диафрагме и чувствительности.

m_is_for_manual_00003

Самый длинный путь – самый короткий.

Отбросим сейчас творческие поиски и обратимся к азам. Я начинал фотографировать с цифровой камеры. Снимал, играл, смотрел, удалял. И в данном этом отношении цифровым технологиям нет равных. Благодаря им довольно сложный и извилистый путь от бессознательного к сознательному можно пройти гораздо быстрее. Но именно плёночная камера без автоматики позволила мне наглядно ощутить на себе весь фотографический процесс и понять его.
Как вы думаете станете ли вы настоящим художником, если будете рисовать по схемам или цифрам? А станете ли вы музыкантом, если не будете знать нот? Сможете ли выучить новый язык лишь запоминая основные фразы? Ответ, думаю, очевиден. Точно так же и в фотографии. Понимание того, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность вплотную приблизит вас к сути понимания светописи и это, в свою очередь, откроет перед вами любую цифровую камеру и любую программу, потому что ничего нового в фотографию со времён 19 века не пришло. Разница лишь в инструментах. На смену тёмной комнате и химикатам пришли компьютеры и драйверы, но все программы и алгоритмы писались под тех людей, которые «вышли из сумрака»,  т.е. для плёночников.
m_is_for_manual_00006
У вдумчивого читателя может возникнуть резонный вопрос: «а почему именно плёночная камера»? Ведь, можно заклеить экран изолентой, поставить на цифровой камере ручной режим и пройти тот же путь. Пройти то путь можно, да не тот и не так. Дело в том, что пока я знаю, что в любой момент могу всё вернуть, пока я знаю, что могу всё поправить, то не буду учиться и двигаться вперёд. Это будет бесполезное топтание на месте с ложным ощущением прогресса. Вот вам пример из собственной практики. В японском языке, который ваш покорный самостоятельно изучает, существует две азбуки и иероглифы (кандзи). Так вот во многих учебниках для облегчения изучения языка над словами кандзи сверху мелким шрифтом печатают их расшифровку хираганой – основной азбукой. Такой подход, безусловно, облегчает прочтение предложений и необходим до определённого этапа, но надо понимать, что это совершенно не помогает мне запоминать эти слова в их естественной форме, а следовательно в реальной жизни у меня будут трудности. Цифровая фотография в этом отношении довольно похожа. Я сделал снимок, накосячил с параметрами, но знаю, что могу поправить их из RAW и получить качественный снимок. Научусь ли я чему-либо в таком случае? Стану ли я лучше, как фотограф? Пытаясь ответить на эти вопросы давайте опять вернёмся к плёнке и её преимуществам именно с точки зрения процесса обучения. Съёмка фотографий на плёнку совершенно не означает, что вы должны продать свою цифровую технику и стать заядлым фанатом аналогового процесса. Нет. Плёночная камера тем и хороша, что недорога и пользоваться ею можно вместе с цифровым аналогом. Более того, по мере увлечения фотографией и вашего творческого роста вы рано или поздно всё равно откроете для себя плёнку, а так же её возможности. Останетесь ли вы с ней или нет – это другой вопрос, личный. Всё ещё не хотите попробовать? Ниже приведу дополнительно несколько доводов.
m_is_for_manual_00007

Основное отличие съёмки на пленочную камеру, по сравнению с цифровой, в том, что вы не видите результат, а следовательно не зациклены на нём. В творческом отношении вы более свободны. Более того, когда вы самостоятельно проявляете плёнку, то получаете негатив из которого потом можете напечатать любое изображение – мягкое или грубое, в высоком или низком ключе. Этот процесс порождает именно ваше изображение, то каким его видите вы, а не камера Кэнон, Никон или Сони. Если же вы не получили того, чего хотели, то в этом виноваты только вы и никто другой. Не «лагающий автофокус», не экспозамер, а только вы. Ваши ошибки остаются с вами и вы постараетесь избегать их в будущем, а не повторять их снова и снова, чтобы затем исправить из RAW файла.

Второе отличие съёмки на плёнку в самих камерах. Если взять популярные и доступные зеркальные камеры Pentax K-1000 или Olympus OM-1, то вы поймете насколько удобными они сделаны для занятий фотографией в ручном режиме. В них ещё отсутствует электроника и удобству управления параметрами съёмки отдано должное внимание. Вы воочию сможете увидеть как работает диафрагма объектива, отрабатываются выдержки у затвора и как меняется глубина резкости по шкале. Так как у этих камер нет автофокуса, то и видоискатель гораздо ярче и светлее, чтобы вы могли легко наводится на резкость. Подобного рода удобством управления и параметрами среди цифровых моделей обладают только профессиональные камеры.

И третье отличие съёмки на плёнку в том, что в плёночную камеру можно (и нужно) зарядить чёрно-белую фотоплёнку. Многие люди не понимают чёрно-белые изображения из-за того, что не видят на этих снимках мир таким, каким видели его на своих экранах и в видоискателях. Они не получают быстрой обратной связи, простой и понятной. Результат съемки на чёрно-белую пленку и печать чёрно-белого изображения это всегда альтернативное видение мира, более абстрактное. К тому же свидание с этим альтернативным миром растягивается по времени. За это время воспоминания о фотографии успевают остыть, и встреча получается более интересной. Цвет же это то, как мы видим, но в то же время цвет это то, что мешает нам увидеть. Монохромные тона в этом отношении формируют культуру восприятия изображения, а простая пленочная камера учит видеть мир через видоискатель.

m_is_for_manual_00004

Все описанные мною вещи представляют собой более трудный путь. Чтобы пройти его потребуется достаточно много времени. Когда же, в конечном итоге, вы овладеете ими, в будущем сможете без проблем овладеть любой техникой и технологией, но главное смотреть на мир прежними глазами вы уже точно никогда не будете. Я невероятно рад тому, что успел поснимать на плёнку достаточное количество времени и надеюсь, что и вам хватит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *