Введение в мобильную видеографию. #1 Типы камер.

 
Приветствую, дорогой читатель! Цель данных статей рассказать вам простым языком о такой сложной штуке как мобильная видеография. Этот материал рассчитан на неподготовленного к этому виду искусства читателя, но желающего всем сердцем начать его освоение. У меня за плечами 13 лет опыта в мире фотографии и 3 года в мире мобильной видеографии. Здесь я постараюсь собрать весь свой опыт, что накопил на кончиках пальцев в максимально сжатом, но информативном виде.
 

Есть снимок – будет история!

 

В основе любого искусства лежит желание, желание высказать какую-то мысль. В 21 веке наиболее простым и наглядным для понимания видом искусства является видео. Буквально 20 лет назад для его освоения требовалось большое количество специфических знаний и техники. Нельзя было начать монтаж без компьютера, без знаний монтажной программы, осуществить съемку без видеокамеры, распространить видео без создания копий на дисках и кассетах.
Сейчас знания тоже нужны, ремесло никуда не делось, но благодаря развитию технологий львиную долю ремесла взяли на себя компьютерные шаблоны, дав нам возможность сосредоточиться на “истории”. История – это наш рассказ. История это король в видеокухне. Заклинаю и умоляю вас – не гонитесь в данный момент за словом “профессиональный”! Профессиональные решения не делают вашу историю лучше, но требуют длительного освоения, большого количества финансовых затрат и способны на долгое время забить голову. 
Прокачивайте историю, подчиняйте все только ей.
 
Для вдохновения приведу очень простой пример видеоролика длиной чуть больше минуты. Я снял его на камеру мобильного телефона, смонтировал с помощью базовой программы все на том же смартфоне с помощью готового шаблона. Вышел забавный ролик на основе совершенно обыденного события. Мы просто жарили шашлыки, я просто решил поснимать от скуки.
 
 

 

Что такое мобильная видеография?

М – значит Мобильность.

 
Видеография, сама по себе, это движущиеся кадрики со звуком.  Она задействует сразу несколько органов чувств человека. Мобильная видеография включает в себя съемку, монтаж и дистрибуцию (распространение). Вы вольны снимать все – семейные сцены, блог, репортажи, рекламу, клипы, документальные и игровые фильмы. Ключевой момент здесь заключается в том, что вы делаете это в любом доступном вам месте и любым доступным вам способом. Камера не имеет значения.
Теперь поговорим про камеры, которые пусть и не имеют значения, но нам все же нужны. Их существует великое множество, самого разного качества за самое разное количество денег. У нас разные бюджеты и возможности. В данный момент мы не будем говорить о качестве картинки и звука. Только рассмотрим камеры, как класс. За годы успел сформировать личное представление о плюсах и минусах каждой описанной камеры. Сам я пользуюсь почти всеми из них.  
 

Камера мобильного телефона

Модуль камеры в разных мобильных телефонах

 
Самая доступная и самая распространённая камера. Она есть у каждого прогрессивного гражданина. Не совру, если скажу, что 90% всего отснятого фото и видеоматериала сейчас приходится на данный тип камер. Камера мобильного телефона позволяет нам не только запечатлевать дорогие сердцу моменты, но и нередко служит оружием социальной справедливости. От чего, правда, страдает репутация мобильных репортеров.
Даже дешевые модели (смартфонов) позволяют снять и выложить ролик в сеть. Дорогие модели превращаются в полноценную студию видеопроизводства полного цикла: от съемки до монтажа и дистрибуции. Долгое время я использовал самый дешевый популярный смартфон из Китая Xiaomi 4A, в настоящий момент использую Apple IPhone SE.
Плюсы.
  • Доступность. Камера есть в каждом современном телефоне.
  • Компактность. Потому что помещается в карман.
  • Мобильность. Всегда с тобой, всегда наготове.
  • Может все. Включая монтаж и выгрузку.
Минусы.
  • Высокое качество дают только дорогие модели
  • Формфактор. Универсальное устройство накладывает множество ограничений на удобство пользования
  • Зависимость. От электроэнергии и различного рода приспособлений делающих съемку удобнее и лучше.
  • Для видео только Apple 🙁
 

Экшен камера

Экшен камера после нескольких жестких лет пользования

 

Экшен камера – маленькое устройство созданное для съемки видео с необычных ракурсов. Изначально созданное спортсменами для спортсменов, чтобы те могли запечатлевать видео от первого лица во время занятий спортом не боясь “убить” камеру. Современные модели дают качество лучше дорогих смартфонов, а чтобы пользоваться ими не нужно быть опытным оператором. Появление моды на блоггинг и большое количества социальных сетей дали ощутимый рост этому сегменту.
Я остаюсь фанатом бренда GoPro. На фото экземпляр после нескольких лет эксплуатации. Несмотря на разбитый передний экран камера все еще отлично снимает. 
Плюсы.
  • Качество видео. Лучше, чем в мобильных телефонах за сопоставимые деньги. 
  • Неубиваемость. Можно снимать находясь в “самой гуще” не боясь за свою камеру.
  • Простота пользования. Нет проблем с промахами фокуса. Съемка одной кнопкой.
  • Компактность. Меньше мобильного телефона, даст картинку всегда и везде. Можно крепить на разные поверхности и части тела.
Минусы.
  • Специфическая картинка. Использование широкоугольной оптики искажает пейзаж и людей. Взгляд быстро устает.
  • Ограниченные возможности из коробки. Требует покупки множество дополнительных аксессуаров для удобства съемки.
  • Быстро надоедает. Я купил свою на вторичном рынке с формулировкой ” продаю, так как жизнь скучная”.
 

Камера 360 градусов

Камера 360 градусов

 
Данный тип камер, как следует из названия, записывает видео с углом охвата в 360 градусов. К примеру, у большинства экшен камер максимальный угол составляет 180 градусов. В потребительском сегменте данные камеры появились недавно, но широкого распространения не получили, так как сервисов раскрывающих потенциал устройств не много (да и надоедают быстро). Второе дыхание открылось благодаря энтузиастам-видеографам. С появлением мощных мобильных процессоров у нас появилась возможность снять сюжет одним дублем без смены положения камеры, чтобы затем уже в программе выбрать нужный ракурс и уровень зума.
Плюсы
  • Снимай и забей. Отпадает нужда думать о построении кадра – и так все в кадре.
  • Необычные ракурсы. Возможности для творчества еще до конца не раскрыты и не описаны.
Минусы
  • Сиди и монтируй. Требуется предварительный монтаж материала прежде чем приступить к основному монтажу.
  • Требуют хороших мощностей компьютера или мобильного гаджета.
  • Требует опыта. Малопригодна на роль первой или единственной камеры.

Компактные фотокамеры

 

Пример компактной камеры премиум класса

 
Компактные камеры раньше назывались мыльницами. Со временем мыльницы были вытеснены с рынка камерами мобильных телефонов. Сейчас, говоря компактные камеры, мы подразумеваем дорогие компактные фотоаппараты с широкими возможностями, но без возможности менять объективы. Речь идёт о наличии в них сенсора большего, чем в экшен камерах или смартфонах, размера, оптической стабилизации, функции зума и ручных настройках.
Плюсы.
  • Картинка “вкуснее”. Спасибо сенсору большого размера
  • Возможность изменять угол за счёт зума
  • Лучше качестве при съемке в слабом или ночном освещении
  • Все еще помещается в карман рубашки
  • Делает отличные снимки. Это фотокамеры, как ни как…
Минусы.
  • Мало моделей отвечает современным требованиям, что делает их специфичным решением.
  • Высокая цена по сравнению с набором предоставляемых возможностей.

Компактные видеокамеры

 

Типичная любительская видеокамера

 
Камкодеры или просто видеокамера – классическая камера для съемки видео. Подразумеваем домашнее видео – думаем о видеокамере. Некогда дико популярные тогда сейчас остались почти не у дел, а зря, так как они обладают рядом существенных преимуществ. В них лучше стабилизатор, больше диапазон зума, да и внешний микрофон подключается даже с бюджетными моделями. Забавно, когда объявили распродажу видеокамер я первым ломанулся в магазин в страхе, что не успею купить нужную мне модель. А на месте мне достали с полки давно запылившийся экземпляр и сильно удивились такой жажде купить видеокамеру. 
Плюсы.
  • Очень большой зум в очень компактном корпусе. От широкого угла для влогов, до теледиапазона для съемки сильно удаленных объектов
  • Все-в-одном для съемки видео: все входы и выходы, настройки и функции. О многих можете не знать, но будете рады их наличию в процессе роста
  • Стабилизация – пока одним нужным дополнительные внешние стабилизаторы в современных видеокамерах стабилизатор встроен в объектив.
  • Большое время записи роликов без ограничений. Отличный вариант для записи конференций.
Минусы.
  • Старомодная. Фотоаппараты победили этот класс. Можно ли это считать минусом?
  • Сенсор маленького размера. Забудьте про красивый эффект боке и качественную съемку с плохим светом.

Системные фотоаппараты

Яркие представители семейства системных фотоаппаратов.

 

К системным фотоаппаратам относится зеркальный или беззеркальный фотоаппарат с возможностью менять объективы. Функция видеосъемки появилась в камерах довольно давно, но только Canon 5D Mark II дал серьезный пинок для развития качественной видеосъемки. За что же все так боролись? За возможность получить красивую картинку с очень большой матрицы за относительно небольшие деньги. Само появление функции видеосъемки в корпусе изначально созданном только для фотографии способствовало тому, что видеооператор превратился в видеографа. На свет родился термин “видеография“. Проще говоря, отпала нужда носить и фотоаппарат и видеокамеру. Ирония судьбы заключается в том, что и этот класс камер вымирает.
Плюсы.
  • “Киношная” картинка. Эффект красивого размытия планов, глубина кадра
  • Высокое качество при съемке ночью. Спасибо сенсору действительно большого размера
  • Легко переключиться с видео на фотографию. На действительно качественную фотографию.
 
Минусы.
  • Требует опыта. “Киношная картинка” с нажатием кнопки записи не появится.  
  • Требует денег. Камера – это только начало. Любая камера обрастает парком оптики, которая зачастую стоит дороже камеры.
  • Отбирает внимание. С ней многие забывают зачем вообще купили камеру и превращаются в собирателей техники.

Вместо итога.

Мобильность – означает работать ”в поле“

 

 Многие наверняка упрекнут меня в том, что я очень сильно все упростил, упустив множество деталей. Сделано это нарочно. В мобильной видеографии вы сам себе режиссёр и будете должны решать очень широкий круг задач. Никого не будет парить, что вы накосячили со звуком, всю ночь сидели за монтажом или забыли снять крышку с объектива во время записи. Мобильная видеография – это “здесь и сейчас”. В поле все сводится к таким простым понятиям, поверьте, вы еще успеете запутаться. В следующей статье читайте рекомендации по выбору камеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *