Приветствую начинающих любителей видеосъемки! Мы уже поговорили о типах камер и подобрали самую подходящую. Теперь предлагаю рассмотреть аксессуары. Их, как и камер, мало не бывает. Они заставят вашу голову кипеть словно чайник, поэтому бойтесь их! Особенно, когда посмотришь как их красиво используют при съемке, то рука так и тянется к электронному кошельку. Но мой опыт показывает, что большинство таких игрушек оказывается не у дел. Что же действительно необходимо в первую очередь, а что можно купить при наличии “лишних” денег?
Внешние микрофоны.
О качестве звука мы задумываемся в последнюю очередь, хотя, зачастую, восприятие ролика зависит в большей степени от качества звука. Есть различные техники которые помогают улучшить качество встроенного микрофона, но все они накладывают серьезные ограничения. Чтобы не сковывать себя стоит подобрать внешний микрофон. Я слишком часто заваливал звук на своих роликах, поэтому порой впадаю в паранойю. У меня теперь никогда не будет слишком хорошего звука. О микрофонах можно говорить очень долго, но ограничимся самым важным.
Петличный микрофон – самое доступное и надежное решение. Подойдёт для записи влогов в помещении и интервью на улице. Его легко всегда брать с собой и использовать. Ограничение накладывает длина провода. Его можно обойти купив радиосистему, но это бьет по карману и уже требует подготовки перед съемкой, что не всегда удобно. В таких случаях предпочтительнее будет направленный микрофон-пушка.
Задача направленного микрофона отсекать лишние звуки по бокам и улавливать только то на что он направлен. Такой микрофон быстро и легко подключается к камере. Дополнительная подготовка к съемке сводится к минимуму, что удобно, так как не вызывает дополнительный стресс. Рекомендую к первой покупке именно такой тип микрофона.
Штативы
Штативов много не бывает! Чем тяжелее и больше ваша камера, тем лучше и надежнее нужен штатив. Штативы бывают разных видов. Еще одна вещь на которую стоит обращать внимание – стандарты креплений штативных площадок. Сейчас наиболее распространены стандарты ARCA-type и Manfrotto RC2. Это требуется для взаимозаменяемости с другими штативами и креплениями. Теперь поговорим о типах штативов.
- Моноподы
- Классическая “тренога”
- Гибкий штатив
- Универсальные штативы
Самым оптимальным решением будет гибкий штатив. Его лапы можно изгибать под нужным глубом для фиксации на самых разных поверхностях. Он компактный и его удобно брать с собой. Но он недостаточно маленький по сравнению с универсальными штативами. К универсальным штативам относятся те из них, что будут постоянно с вами, вне зависимости от того собираетесь ли вы снимать или нет. Их задача просто обеспечить устойчивое положение камеры на ровной поверхности.
Классическая тринога необходима, если съемка будет вестись продолжительное время или нам нужно фиксировать камеру на уровне человеческого роста. Например, когда мы берём интервью или снимаем сильно удаленные объекты с помощью теле объектива. При покупке штатива рекомендую выбирать те модели в которых ось с площадкой для камеры является одновременно моноподом.
Монопод – это своего рода облегчённая версия штатива-триноги. Она дает возможность фиксировать камеру на удобной высоте с сохранением мобильности оператора. Часто может выступать как селфи палка. Я видел модели, которые еще становятся удобными палками для занятий скандинавской ходьбой. Далее рассмотрим аксессуары “второго” порядка.
Внешний источник света.
Ахиллесова пята многих любительских камер – низкое качество съемки в условиях слабого освещения. У фотографов есть шутка, что света всегда не хватает. Это правда, особенно в условиях русской серой зимы средней полосы. Надеется на то, что свет будет хорошим часто не приходится. В этой связи я настоятельно рекомендую к покупке внешний источник света. Он стоит не дорого, гораздо дешевле новой камеры с лучшими характеристиками. К тому же, свет позволяет создавать глубину в кадре не хуже, чем системные фотоаппараты со сменными объективами.
Для съемки в помещении используйте кольцевой свет, который устанавливается на штатив или осветительную стойку. В качестве мобильного света можно приобрести любую компактную панель. В самом крайнем случае можно использовать фонарик мобильного телефона.
Внешние источники питания
PowerBank – внешняя аккумуляторная батарея. Поскольку в моем случае съемка часто ведётся в полевых условиях, то я стараюсь избегать техники не способной заряжаться от powerbank. Личное правило – необходимо продержаться без розетки 3 дня. Огромные источники питания на 20 000 Mah созданы как раз для этого. Однако, они очень долго заряжаются и много весят, поэтому оптимальным решением будет powerbank на 10 000 Mah. Учишься экономить энергию и не снимать все подряд.
Не рекомендую покупать дешевые варианты, так как указанная на упаковке емкость может не соответствовать действительности, а весить будет одинаково. Не лишнем будет озадачиться и хорошей универсальной зарядкой с возможностью подключения нескольких устройств одновременно. Теперь рассмотрим более конкретные примеры
Эти сборки образовались у меня в результате долгой селекционной работы. Забегая чуть вперёд скажу, что лучше придерживаться философии “чем проще – тем лучше”. Чем больше аксессуаров вы купите, тем дольше и тщательнее вам надо готовиться к съемке, что часто бывает невозможным в мобильной видеографии.
Смартфон
Для своего смартфона Apple IPhone SE 32gb я использую чаще всего эти аксессуары. Набор включает в себя внешний микрофон Rode videomicro с ветрозащитой, кабель TRS-TRRS для подключения к смартфону, держатель смартфона (Xiletu XJ-8) и мини-штатив Ulanzi с шаровой головой. Держатель смартфона и мини-штатив могут быть другими. Ниже я покажу о чем идёт речь.
Экшен камера
Довольно долгое время я использовал камеру GoPro 6. Справа от камеры вы видите клетку для камеры с адаптером для подключения микрофона через USB Type-C. В вашем случае это может быть другая камера, не суть, главное, чтобы вы могли подключить внешний микрофон и закрепить его удобным способом. В клетке для камеры сверху есть гнездо для крепления микрофона, что удобно. Сам микрофон все тот же Rode videomicro, но уже с кабелем TRS-TRS. Штатив Ulanzi, как в случае и со смартфоном.
Системный фотоаппарат и видеокамера
Данный набор состоит из системной фотокамеры Fujifilm X-T200 со штатным объективом XC15-45mm F3.5-5.6 OIS PZ, а так же дополнительного светосильного объектива XC35mm F2. Первый нужен для основной съемки, а его светосильный собрат нужен для съемки в условиях слабого освещения. Внешний микрофон Rode videomicro. В качестве штатива выступает Ulanzi Octopus – бюджетный аналог Joby. Нашейный ремень для с быстросъемным креплением Peak Design Anchor Links. В случае использования видеокамеры комплект не меняется.
Зарядка и питание
Чем больше у вас гаджетов – тем больше проводов и зарядок. Это не кажется проблемой дома, но в дороге каждый провод и зарядник на счету. С универсальной зарядкой SoShine LCD Universal Charger я не думаю о том положил ли производитель внешнюю зарядку или нет, используется ли там свой аккумулятор или нет. Все это барахло остаётся в коробках. Данная зарядка позволяет питать аккумуляторы любого типа в том числе и от Powerbank. Powerbank используется на 10 000 Mah. Коробка в центе – Zerolemon Extreme Charge Station. Стоит не дешево, но позволяет заряжать одновременно с высоким током отдачи сразу 4 usb гаджета (включая ноутбук), а так же Apple Watch и IPhone с помощью беспроводной зарядки.
Мало или редко используемые аксессуары.
Слева направо сверху вниз. Быстроъемное крепление Peak Design Capture с переходником Andoer ARCA Swiss на штативы. Первое позволяет крепить камеру на рюкзаке или поясе, чтобы она была в быстром доступе, а руки свободными. Переходник для штатива обеспечивает совместимость с креплением Peak Design и парком штативов, который у меня уже есть.
Петличная радиосистема Comica. Она здесь как пример. Используется для интервью, но часто оказывается дома, так как громоздкая и требует времени на подключение. Микрофон пушка используется почти всегда.
Набор мини линз для смартфона. Это самый дешевый набор с AliExpress расширяющий возможности камеры мобильного телефона. Набор включает в себя две широкоугольные и макро насадку, одну теле насадку. Я купил его ради опыта, чтобы понять стоит ли вкладывать деньги в более дорогие решения от Kenko или Moment. Пока пришёл к выводу, что не стоит. Дизайн телефонов меняется быстро, разработать универсальное удобное крепление не просто, поэтому вкладывать в них деньги в долгосрочной перспективе рискованно. В крайнем и дешевый набор выручит.
Внешний источник света Viltrox L-116T. Это относительно небольшая световая панель с внешним аккумулятором. Позволяет регулировать мощность освещения и цвет самого света от холодного синего до тёплого желтого. Она может быть закреплена на штативе или камере, что делает ее удобным спутником в путешествии. Дома используется часто.
3х осевой стабилизатор для смартфона Zhiyun Smooth Q. Я редко использую этот аксессуар, но продать пока не решаюсь. Часто он остаётся дома из-за того, что в дороге занимает много места, хотя позволяет получить стабильную картинку и интересные ракурсы. Мои съемки носят чаще спонтанный характер, а стабилизатор в таком деле не помощник.
Куда чаще используется штатив. На фото тренога небольшого размера. Этот аксессуар более необходим, чем тот же стабилизатор, потому что решает более широкий круг задач и может быть использован с самыми разными камерами. Штативы для фотографии и для видео немного различаются. Видеоштатив позволяет плавно панорамировать кадр, что красиво смотрится. Однако он не сможет обеспечить достаточной стабильности в случае съемки ночных пейзажей.
Выводы.
Аксессуары крайне коварная штука. Их очень легко покупать, но невозможно продать. Для полного счастья всегда будет чего-то не хватать. Ваш собственный рабочий набор будет результатом многочисленных проб и ошибок. Главное, чем их больше, тем дольше вы будете готовиться к съемке. Время – это ресурс, которого всегда в обрез. А еще вы будете работать с чувством “надо было взять это” или “снова забыл взять вот это”.
На моем снаряженном велосипеде в синем рюкзаке спрятаны все гаджеты для фото и видеосъемки. Мало кто думает, что отправляясь куда-то вам придётся делать ровно тоже самое, что и другим участникам, но при этом надо будет снимать и возить дополнительное оборудование.
Именно поэтому я являюсь сторонником использования тех возможностей, что уже есть в камере. Чем больше у вас ограничений, тем острее начинает работать фантазия. Многие недостатки можно превратить в художественный прием, но главное запомнить, что лучше даже плохая картинка, чем ее полное отсутствие. А вот плохой звук вам не простит никто.