Перед своим первым большим путешествием по Японии мне захотелось вспомнить как это было. C чего начинался мой творческий путь, как он развивался. Хотя, мысленно я уже давно в этом путешествии, но всё же заставляю себя написать этот материал именно сейчас, потому что завтра уже не будет той эйфории и того желания, которое присутствует в данный момент.
Если представить себе путешествие в мире фотографии как восхождение на гору, то любой, кто хоть раз забирался на вершину знает, что подъем это не всегда только путь наверх. Возможно всё. И спуски и тупики и возвращение на прежние позиции. Но коварнее всего в этом путешествии (в творческом, конечно же) равнины. Равнина или творческое плато дает возможность перевести дух, но в то же время способно затянуть тебя в состояние профессионального анабиоза. Проще говоря, человек выходит на определенный профессиональный уровень и чувствует себя в нём комфортно. Страх перед неизведанным становится всё сильнее, как и желание не вылезать из этой зоны комфорта. Ниже мой опыт творческого восхождения на кудыкину гору, с подъемами, спусками и такими своего рода плато.
Отправной точкой моего более-менее осознанного путешествия я считаю 2007 год. В 2006 году в свет вышла цифровая камера Sony Alpha 100 и я стал её обладателем. К началу моего увлечения плёночной фотографией в 2010 я уже успел обрасти целым парком оптики, поменять фотоаппарат на более крутой от всё той же Sony и изрядно достать своими пейзажами местный интернет клуб любителей фотографии. Это было время, когда я постигал азы ремесла больше технического, чем визуального, а к фотографии относился как к очередному хобби. Меня не интересовали никакие имена, черно-белую фотографию я считал устаревшим абсурдом. Но зачатки нынешнего себя стали пробиваться уже в то время. К примеру, многие из сделанных фотографий я печатал форматом А4 и вкладывал аккуратно в папочки. Не знаю от куда у меня эта любовь к бумажным отпечаткам…
2008 год стал переломным. Технически у меня получались уже хорошие фотографии, которые находили отклики в сердцах местной публики. Я знал про правила третьей, про горизонт и про грамотную цветообработку, но прежнего огня в глазах уже не было. Фотография стала мне надоедать. Объективы уже есть, вспышки тоже. Куда расти? Мне начинало казаться, что все мои новые фотографии – они всё пустые. Не было чего-то, что можно было бы назвать собственным творческим началом. Так, новые снимки становились всё более меланхоличными, а финальным гвоздём в крышку тогдашнего Романова-пейзажиста заколотили фотографии Сергея Чубарова. Почему-то в то время Сергей был для меня основным творческим оппонентом. Возможно это потому, что я подсознательно старался воспроизвести эстетику живого пейзажа, но на тот момент ничего лучше третей у меня не получалось. Сергей Чубаров в этом отношении имел много очков вперёд. К слову, наличие таких людей до недавнего времени подстегивало меня к саморазвитию и заставляло выйти с равнин снова в горы.
Этот период духовной опустошенности продолжался до 2010 года. Те несколько лет фактически выпали у меня из головы, потому что меня жутко колбасило в разные стороны. Я снимал птиц на болоте, какие-то уличные зарисовки на телевик и утренние пейзажи на широкоугольник. При этом я не получал никакого удовольствия от процесса и просто катился по наклонной, пока практически не забыл про фотографию.
“Ты должен попробовать плёнку!”: это были слова Сергея Рахмана, собрата по байонету Sony Alpha, которые стали ключевыми. Относительно пленки я был настроен крайне скептически, но всё же приобрел к цифровой Sony A700 плёночную Konica-Minolta Dynax 5. Тогда плёнка ещё стоила очень дешево, по 100-150 рублей за ролик цветной Kodak Gold 200. Найти просрочку по 50 рублей так же не составляло труда. Проявка по 15 рублей. Халява. На них я и снимал в основном, но то ли из-за плохого сканера то ли из-за чего-то ещё интерес к цветной пленки у меня угас довольно быстро.
Свою первую черно-белую плёнку я проявил зимой 2011 года. Я не знал ничего, от слова совсем. Проявители, время, агитация? А? О чём вы? Хорошо, что были аналоговые друзья, а точнее друг из Питера Ян Татаренко. Именно он терпеливо отвечал что же надо делать с пленкой, чтобы на ней получились изображения, а не бог весть что. Так был открыт ящик пандоры.
На барахолке в Новоподрезково я стал приобретать сломанные дальномерные камеры и отдавать мастеру по ремонту на таганке. Моим новым основным клубом стал rangefinder.ru Там разворачивались дикие творческие баталии, а со многими людьми позднее я познакомился и в жизни. До этого момента даже не представлял, что существует что-то ещё помимо зеркальных фотокамер. Пинхолы, двуглазые среднеформатные камеры, шкальники – всё это стоило очень доступных денег поэтому жадно скупалось. В том же 2011 я открыл основную для себя тему – город. Тогда ещё не было модного понятия “стрит”. С пейзажной фотографии я полностью переключился на уличную. Человек, что совсем недавно отрицал черно-белое изображение вдруг стал интересоваться классиками фотографии. В том же году стал осваивать ручную печать на отцовском фотоувеличителе УПА. Модные процессы типа лит печати также не обошли меня стороной, но увлечение альтернативой продолжалось совсем недолго. Очень скоро основное свое внимание было сосредоточено именно на черно-белом изображении. Мир монохрома захватил мое сердце и душу.
2012 год. Моим основным оружием становится дальномерная камера. Любимые: ФЭД-2 и Зоркий-4. ФЭД вскоре ломается. Почти весь год я снимал только на Зоркий-4 с прикрученным объективом Юпитер-12. В том же году приходит осознание, что возможностей Зоркого 4 не хватает и покупается фотоаппарат Leica M4. Чтобы позволить себе эту камеру и несколько объективов к ней были проданы вся оптика Minolta и Sony, а также цифровая техника. В качестве единственной цифровой фотокамеры стал выступать Sony Nex 5. На высвобожденные средства приобреталась плёнка. К сожалению, дружба с Leica сразу не задалась и камера очень долгое время болела, поэтому, фактически, я продолжал снимать на отечественные дальномерки. После знакомства с творчеством Франка, Брессона, Виногранда меня захватывает “решающий момент”. Охотник уличной жизни – так я тогда себя называл. Рефлексы заточены словно острый нож. С дальномеркой я был быстрее любого автофокуса и это очень мне нравилось. В тёмной комнате место УПА занял большой Крокус 4, который был куплен в деревне архитекторов на Соколе. До “ума” он доводился всем миром с помощью знакомых со всё того же клуба Дальномер. В 2012 я открыл канал на YouTube. Мне нравилось рассказывать о камерах, о фотографии, а также оттачивать навыки общения.
В 2013 году я набираюсь наглости и на собственные деньги издаю фотокнигу под названием “Фрагменты”. Книга объединяла разрозненные фотографии сделанные в первые пленочные годы в некое подобие проекта. Обложку для этой книги нарисовала моя сестра на основе одной из фотографий представленных в книге. Для меня было и остается важным прочтение фотографии разными людьми и возможность создавать что-то сообща. Книга демонстрировалась разным фотографическим институтам в лице МАММ, Фотодепартамента, Галерее Братьев Люмьер. Меня критиковали за отсутствие идеи, за плохое качество полиграфии, а иногда и за сам подход к фотографии, который считался устаревшим. Коммерческого успеха она не имела. С этим неудачным опытом любовь к фотокнижному делу не утихла. До сих пор я считаю, что фотокнига это наиболее лучший способ выразить собственную позицию в фотографии. Осенью того же года я открыл свой сайт grphotography.ru
2014 год прошел под эгидой книгоиздательства. Теория решающего момента постепенно отходила на второй план по мере того, как я всё больше разочаровывался в самом понятии уличной жизни, потому что её на самом деле не было. Сильное влияние на меня стала оказывать японская послевоенная авторская фотография в которой амбиции и эгоизм фотографа отодвигаются на второй план, а на первый выходит идея “камеры, которая снимает сама”. Я стал фотографировать по первому импульсу, вместо того, чтобы ждать, когда снимок сам сложится в подобие картинки. Свои эксперименты я издавал в ежемесячном фотожурнале Игра Хаоса, но через 4 месяца я прекратил выпуск по причине слабого качества полиграфии и отсутствии спроса на подобного рода идею. Тем не менее, ближе к концу года я выпустил электронную книгу с одноименным названием. Обложку к ней написала мой друг-японист по уже сложившийся традиции в стиле японской каллиграфии. В ноябре того же года состоялась моя первая персональная выставка в Калининграде в славном пространстве АртВорота благодаря Павлу Платону.
В последующих два года последствия большого кризиса в стране и малого личного финансового кризиса сказываются на творчестве, самооценке и боевом духе сильнее всего. Из-за подорожания я уже не могу позволить себе покупку качественной фотопленки, прыгаю с аналога на цифру и с цифры на аналог. Пытаюсь заново открыть для себя современные технологии убеждая, что плёнка мне уже перестает быть интересна. До этого момента я мог финансово себя обеспечивать за счёт бизнеса отца и собственного малого бизнеса по продаже велозапчастей через интернет, но потом всё накрылось. В фотографии коммерческого успеха я не достиг, поэтому пришлось искать подработку на стороне. Так была найдена вакансия копирайтера в электронном журнале ProPhotos.ru Пусть так, но у меня получилось сохранить свой прежний образ жизни. Я зарабатывал копеечку и продолжал снимать, но то, что казалось моим спасением в итоге обернулось творческой катастрофой.
Моим основным хлебом были написание хвалебных статей о фототехнике. Мне пришлось вернуться к той глянцевой фотографии от которой я ушел в далеком уже 2006 году. По началу было тяжело, я сопротивлялся. Создавал работы “для себя” и “для редакции”, но редакция всё равно победила. Мне приходилось возвращаться к одним и тем же выгодным местам, выгодным ракурсам, чтобы соответствовать ожиданиям публики. Постепенно такая рутина тушила мой творческий огонь, да и денег катастрофически не хватало. Какая может быть плёнка? Немного меня спасала жуткая просрочка и моим основным лейт-мотивом стала фраза “прежде чем я брошу фотографию и найду нормальную работу, то попробую…” Я стал думать чего же не пробовал? Случайным образом в офисе друга, который по сути и посадил меня на пленку, оказался ксерокс под столом. На этом ксероксе я создал 3 самых паршивых зина под названием SNAP. Он был напечатан на самой паршивой бумаге с самым паршивым качеством. Снимки я брал из архива, которые печатал в тёмной комнате, потому что желания и времени снимать новое не было. Надо было снимать красоту. С зином SNAP я старался сделать всё настолько плохо, насколько мог. Прежде чем эта идея мне надоела я успел выпустить три номера. Три номера сделанных на коленке. Они вобрали в себя всю боль и печаль отечественной авторской фотографии. SNAP даже умудрился поучаствовать на первом Московском Фестивале Фотокниги в Галерее Братьев Люмьер и с успехом провалиться. Несколько ранее те же отпечатки мне удалось продемонстрировать Георгию Колосову в Галерее Классической Фотографии. Несмотря на то, что у нас с ним абсолютно разные стили Георгий Мстиславович дал мне понять, что как автор я уже состоялся. Этот момент позволил мне перестать переживать и расстраиваться по поводу очередной неудачи на конкурсе. Все творческие муки вдруг исчезли, произошло своего рода освобождение от амбиций большого художника.
Год 2017. Чувствую себя эдаким побитым жизнью волком. Прежняя работа достала. Нового практически не снимаю, но нахожу отдушину в оптической печати. в тёмной комнате. За несколько месяцев извожу 300 листов бумаги и выпадает шанс организовать квартирную выставку в районе метро Аэропорт. Небольшая комната в однушке на десятом этаже вся была в отпечатках – красота. Сама выставка была ужасна по исполнению, но прекрасна по форме. Меня никогда не останавливало отсутствие финансовых возможностей для более качественной реализации своих проектов.
Между тем предпринимаются ещё одни робкие попытки найти себя в инженерном деле связанным с ремонтом насосного оборудования. Не выходит. В момент, когда ты уже хочешь окончательно сдаться и пойти работать токарем на завод подворачивается возможность, которую иначе как подарком судьбы не назвать. Вместо завода я иду работать лаборантом в Творческую Лабораторию Среда. С первых дней работы я понял, что оказался на своем месте. В своей среде. Творческая энергия снова стала наполнять сердце и душу.
С новой работой и прекрасным коллективом вернулась любовь к плёнке, но главное стало легче в финансовом плане. Мне снова повезло сохранить свой прежний образ жизни. Запомните – фраза о том, что художник должен быть голодным может звучать только из уст сытого человека. Но речь не об этом. Неожиданно для себя я понял почему до сих пор фотографию ну плёнку. Я фотографирую на плёнку из-за вас, дорогие мои. Плёночное сообщество очень маленькое, но дружное. Не институции и большие корпорации поддерживали меня, а вы. Вы подбадривали меня словом, дарили мне плёнку, фотоаппараты, вы дарили мне возможности и работу. Теперь в будущее я смотрю иначе, более светло. Пора пришла снова начать восхождение на качественно новом уровне. Надеюсь на вашу поддержку и в будущем! Спасибо!
Очень интересно. Спасибо за рассказ. Успехов в творчестве. И хорошей поездки в Японию 🙂
Спасибо, дружищще!
Спасибо за прекрасный рассказ. Сейчас переживаю творческий кризис. За 2 года, что осознано фотографирую, никогда не показывал свои фотографии мастерам. Не потому, что считал, что я “прекрасно во всем разбираюсь и мне не нужна помощь”. А просто потому, что не знал к кому обратиться. Пару недель назад случайно познакомился с одним очень-очень известным петербургским фотографом, который фотографирует порядка 20-25 лет. Показал ему свои работы. В итоге, большинство фотографий были разнесены в щепки… Сейчас понимаю, что до этой встречи я был вольной птицей, сюжеты рождались из ничего. А теперь даже камеру боюсь в руки взять… Тот фотограф действительно дал ценные советы, но теперь у меня ощущение, что мои фотографии должны создаваться по указке, с одобрения мастера… Надеюсь этот период быстро пройдет. И еще понимаю, что быть отшельником не так уж и здорово. Думаю намного лучше развиваться внутри маленького сообщества единомышленников. Прости, что пришлось тут изложить свою душу, просто надо было выговориться 🙂
Успехов в Японии, Георгий! Буду и дальше следить за твоей деятельностью 😉
Фархад, не мы с вами первые, не мы последние. Был рад узнать, что написанное оказалось полезным. Спасибо и вам тоже успехов!
Это точно 🙂 Спасибо!
Отличная статья. Как то случайно увидел твой ролик про ручную печать, и понеслось снимаю на пленку и печатаю ручками. Спасибо вам. творческих успехов!
И вам спасибо!
Тяжелый, но чем-то близкий, понятный и душевный рассказ. Есть в этом всем что-то теплое, чему даже немного завидуешь.
Удачи, Егор!
Георгий, ты сильный человек и сильный автор! Желаю тебе отличного отдыха в прекрасной Японии!
Мечты сбываются, если быть достаточно настырным! 🙂
Спасибо, Денис!
Какой неожиданностью было сегодня увидеть на сайте Yamasaki Ko-ji фотографии с тобой аххаха 😀
Удивительное рядом )))
Душевный и открытый рассказ! Пленка форевер)) И спасибо за обзоры на ютуб-канале, всегда информативные и профессиональные!