Конец эры пленочной фотографии. Что дальше?

ЛОМО ЛК-А моя последняя пленочная камера

Конец января, 2020 год. С продажей последней аналоговой фотокамеры объявляю о завершении пленочной эпохи в своём творчестве. Что дальше?

Уже не пахнет дома проявителем, фотобачки давно покрылись пылью. Немногочисленные фотопленки, отснятые в прошлому году, так и лежат непорезанными в разных углах комнаты. В воображаемом мире я бы хотел сохранить все те многочисленные игрушки, которые проходили через мои руки: видеть их на полке, сдувать пыль, иногда прогонять фотопленку. Во многом, я счастливый человек, потому что успел за десять лет пропустить через свои руки самые лучшие образцы советского, немецкого и японского фотоаппаратостроения. От мыльниц за сто рублей, до Leica за сотни тысяч.

Раскрашенный сетью снимок с монохромной пленки

Мир реальный гораздо более прозаичен. Фотоаппарат это всего лишь (угу, конечно) инструмент, интерес к которому пропадает столь же быстро, как появляется. Одна камера на всю жизнь – это миф. То, что снимает человек, а не камера – это тоже миф. Но то, что камера не делает твои снимки лучше – правда. Камера на короткое время способна заполнить творческую пустоту, мотивировать на прогулку. Это не плохо. Когда все деньги уходят на камеры, то их не хватает на другие человеческие пороки. Художникам с писателями в этом плане сложнее, потому что обладая полной творческой свободой от техники они спускают деньги на вино и женщин.

Раскрашенный нейросетью чб пейзаж московских улиц

От аналоговой фотографии я взял все без остатка. Нет того, что не было бы испробовано. Жалеть не о чем. Когда до третьей большой экспедиции в Японию остается меньше двух месяцев, в голове пусто, а в кошельке ветер, ты понимаешь, что надо что-то делать. В такие моменты тёплый ламповый внутренний мир сталкивается с противоречиями. Либо ты живешь ностальгией и тешишь себя мечтами о розовых пони, либо продаёшь полочный неликвид с которых только сдуваешь пыль. Судьба любой коллекции быть распроданной.

Там тысяча рублей, тут две, этому продам с отправкой, тому взаимозачётом – мне нравится продавать и покупать. В такие моменты ощущаю себя автодилером чей лозунг “главное, чтобы колёса крутились”. Имеется ввиду круговорот денег в бизнесе. В итоге, меньше чем за две недели, я смог наскрести некоторое количество денег со старых камер, чтобы поехать в Японию снимать кино не только на смартфон, но и на новенькую видеокамеру. Когда ты двигаешься в правильном направлении, то все получается словно само собой, играючи. Вот с этим ощущением, которое мне нравится больше всего и хочется снять фильм.

3 поколения видеокамер - деда, отца и моя первая

3 поколения видеокамер – деда, отца и моя первая

К слову, новенькая видеокамера как нельзя лучше характеризует фразу “новое – это хорошо забытое старое”. Моя новая камера классический “папин камкодер” или видеокамера, как ее называли в быту. Окинув полку взглядом, я увидел три поколения таких камер: деда, отца и свою. Все камеры, за исключением дедовского киноаппарата от ЗЕНИТа, произвела фирма Panasonic. Можно говорить о гене видеоблогера или как-то так. Panasonic HC-VX770, мой нынешний камкодер, продолжает традиции “предков”. Он обладает большим зумом, удобным формфактором, классным стабилизатором изображения в нескольких плоскостях. Меньше стали размеры, качество видео стало лучше, возможностей для творчества больше. Но, главное, с ней удобно работать, потому что камера отвечает современным требованиям.

Она управляется через Wi-Fi, может проводить прямые эфиры в сети интернет, заряжается от PowerBank. И совершенно, при этом, не модная. Сейчас модно снимать видео на зеркальные и беззеркальные камеры. Модно снимать на фотопленку. При этом, использование этих гаджетов довольно затратно, как по деньгам, так и по времени. Конечно, дело не только в логике, но и в эстетике. Эстетически картинка с фотопленки или большой цифровой матрицы выглядит приятнее глазу. Но сейчас удобство и мобильность на первом плане! В сочетании с монтажной станцией на базе Apple IPad Pro, и жесткого диска WD My Passport Wireless  собрано убойное мобильное трио для моей работы.

Пейзаж Москвы раскрашенный нейросетью

Да, было немного жалко закрывать пленочный жизненный этап. Особенно, когда тебе пишут, что, мол, ты мотивировал на занятие пленкой и все такое. Но, понимаете, у меня нет бизнеса связанного с аналоговой фотографией, чтобы лоббировать ее интересы. В этой связи у меня возникает встречный вопрос: “а вы занимаетесь пленкой ради кого-то?”. У самурая нет цели, только путь. И у каждого он свой. Я – бродяга с камерой, что живет в маленьком городе и не принадлежит ни к каким сообществам. У этого пути есть свои плюсы и минусы. Одним из плюсов является полная независимость и возможность быть собой. Писать то, что думаешь, думать о том, что пишешь.

 

Любители аналоговой фотографии могут спать спокойно. Она не исчезнет внезапно с прилавков магазинов, просто, с каждым днем клуб будет становится все элитнее. Цены продолжат расти, техническая база сокращаться, а количество участников падать. Да, я не исключаю, что будут выходить новые механизмы съемки, проявки, сканирования и хранения для фотопленки, но не ждите, что стоить все это дело будет три копейки. С чего вдруг? Рынок никто не отменял, как и его законы.

Портрет с друзьями раскрашенный нейросетью

Наступает новая эпоха с новыми возможностями в которых сращивание человека с компьютером будет происходить все глубже. И сейчас этот мир манит куда сильнее: искусственный интеллект, нейросети, цифровые помощники. Мы продолжаем загружать снимки в сеть разгружая собственную память. Довольно скоро (если не уже) мегакорпорации будут обладать идеальным портретом среднестатистического человека и это породит новые проблемы. Цифровой мир тоже не безграничен, потому что информация хранится на серверах, а они занимают место. “Место” тоже имеет свойство заканчиваться и тогда, быть может, начнётся настоящий ренессанс аналоговых технологий.

Нам еще предстоит осознать ценность наших собственных воспоминаний в материальном мире и тот факт, что ключевым действием в фотографии и видео является отбор. От аналоговой эпохи я взял лучшее, а именно терпение, умение чаще лицезреть, чем нажимать на кнопку. Цифровые технологии пришли не для того, чтобы убить аналог или наводнить планету бессмысленными изображениями. Они здесь для того, чтобы развязать людям руки от ремесла и открыть новые горизонты.

2 Responses to Конец эры пленочной фотографии. Что дальше?

  1. На самом деле камкордеры типа Panasonic HC-VX770 – это очень мощный инструмент в опытных руках. Для съемки в режиме репортажа ничего лучше нет. Я до сих пор использую старую камеру Panasonic HJ-X920 и более чем доволен этим устройством. Жаль конечно, но производители забили на это класс устройств.

    • Приветствую! Я с вами согласен. Большую часть нового фильма Токийская Велокультура я снял на камеру HC-VX770. С уважением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *