Крым. 5 лет в составе России. Часть 1.

Керчь. Пляж Нимфей. Крым

Керчь. Пляж Нимфей. Крым

Крым, Крым, Крым… Сижу в своём тихом городе в тени деревьев, вспоминаю Крым. Что бы мне хотелось написать вам о нем? О том, как прошёл наш путь? Нет, для этого есть YouTube версия Крыма. О том, как я увидел полуостров в целом? Возможно… Опираясь на широкую аудиторию врятли вам будет интересна моя попытка описать Крым с точки зрения геополитики. Но, сказать, что это будет тревел-журнал тоже нельзя. Пусть это будут воспоминания, основанные на мелочах и отсылающие к чему-то общему. К моим умозаключениям основанным на собственном опыте. 

Заглавная фотография к данной статьей сделана на частном пляже недалеко от города Керчь. Уже в темноте мы искали чистое место, где можно разбить палатку, и нас буквально выхватили из темноты цепкие лапы предпринимателей. Купил тот факт, что место было чистое, подготовленное, а искать альтернативы желания не было. Позади более 100 километров шоссе. В последующем, этот навязываемый сервис стал вставать поперек горла, но именно он хорошо характеризует Крым-туристический. Хотим мы этого или нет. 

Отмотаем слегка назад. Не стану в подробностях описывать Краснодар и Краснодарский край. Это желание мотивировано тем, что данный регион заслуживает отдельного внимания и было бы крайне непочтительно описывать его в двух словах. Однако, наш путь в Крым брал своё начало от Краснодара. Мы успели посетить такие города как Славянск-На-Кубани, Темрюк. Они стали для меня тем, что придало картинке Крыма контраста. Краснодар сейчас активно развивается. Целые микрорайоны на окраине города на десятки тысяч жителей возводятся, буквально, за считанные годы. Краснодар, как крупный районный центр, притягивает к себе капиталы и людей. Несмотря на то, что многие жалуются на отсутствие работы я могу сказать, что это никак не останавливает Урал и Сибирь от миграции в Краснодарский край в поисках лучшей жизни. Тем, кому не удалось найти себя в Краснодаре едут в Москву, но это лишь мое предположение. Сами Краснодарцы играют все большую роль в жизни Крыма. Они скупают в Крыму дачи у побережья, вливают туда деньги, и пытаются растить свой собственный туристический бизнес. Но рисков в этом отношении пока довольно много. Люди в Крыму еще не знают как жить при российском законодательстве и это создаёт трудности в правовом поле.

Дети из туристического автобуса в поисках ракушек на берегу Чёрного моря

Дети из туристического автобуса в поисках ракушек на берегу Чёрного моря

Последний раз в Крыму я был в 2014 году – в первый год, когда полуостров стал частью России. Что изменилось за 5 лет? Довольно много. Когда я проезжал по мосту через Керченский пролив, то не мог не отдать должное нашему инженерному гению. Не нужно иметь специального образования, чтобы понять насколько быстро и качественно мы можем строить. Но не это главное. Главное это потенциал, которым будет обладать данная транспортная артерия. Чтобы вы понимали, подобного рода обновлений Крым не видел ещё со времен Советского Союза. Когда недалеко от Севастополя я проезжал крытый тоннель, то увидел на сводах дату от 1975 года. С тех самых пор, подозреваю, Крым никаких серьезных обновлений не видел. 

Подобно моей экспедиции в Японию я ехал в Крым в надежде убить нескольких зайцев: увидеть полуостров, собрать маленькие истории. Однако, тяжелая горная местность и необходимость нести ответственность не только за себя сделали поездку отличной от Японской кампании. У меня не было возможности остановиться, чтобы прочувствовать место, пообщаться с местными. Картина получалась поверхностной, но в то же время скорости на велосипеде низкие и за две недели у меня успело сложиться необходимое для статей впечатление.

 

Полуостровом занялись. Занялись плотно. В регионе чисто, а дорожную инфраструктуру подтягивают в усиленном режиме. Тут и там меняют дорожное покрытие в важных местах, устанавливают знаки. До всех дорог руки пока не дошли, но тут, как говориться, всему нужно время. Школы и детские сады отремонтированы даже в самой захудалой деревне. В крупных городах отреставрированы спортивные объекты, библиотеки. Больницы получили новое оборудование. Автобусные парки новые маршрутные такси и троллейбусы. Надо понимать, что настоящая работа начнётся, когда заработает мост в полную силу и когда наведут порядок в правовом поле.

Здание кинотеатра в одном из деревень в Крыму

Здание кинотеатра в Селе Заветное в Крыму

Немного о степной части Крыма. Село Заветное. Когда-то в прошлом крупное село, которое ориентировалось на молочную и мясную промышленность. Открытые степи с густым травяным покровом являются благоприятной средой для выращивания крупнорогатого скота. В селе есть школа, клуб, кинотеатр. Еще прослеживаются архитектурная советская задумка, когда из универмага люди шли в кинотеатр. Здания универмага и кинотеатра действующие несмотря на их аварийный вид. Небольшой частный бизнес поддерживается на плаву немногочисленным местным населением. Кто-то продаёт китайские товары, кто-то продукты, кто-то товары общего потребления. Во всех магазинах установлены современные кассовые аппараты работающие через интернет, хотя общее настроение понятно без разговоров. Надежды на то, что в их жизни что-то изменится нет, но школа все же отремонтирована. На российские деньги. Мимо кассы никто не работает. 

Остатки советских коровников Крыма

Остатки советских коровников Крыма

Весь путь из Керчи до Феодосии представляет из себя степи. Мы поехали вдоль побережья, пытаясь захватывать села. В мелких сёлах можно наблюдать следующую картину: несколько десятков дворов из которых два оставшихся пытаются заниматься сельским хозяйством. Возможно, когда люди уходили, то продавали остатки скота более крупному фермеру, а может быть они ушли до лучших времён в надежде вернуться. Такие дома-сталкеры не тронуты мародерами, потому что там нет мародеров. Вокруг только степи. В более крупных сёлах ситуация чуть более радужная. Есть жизнь, стада, есть коровники. Советские коровники. Одни полностью разрушены, а другие реконструируются. Путешествуя по степной части Крыма у меня сложилось впечатление, что сельское хозяйство региона достигло своего дна и потихонечку начинает возрождаться. В магазинах я видел Крымскую молочку, но цены по сравнению с Краснодарскими товарами неконкурентоспособны. Литр Крымского молока стоит примерно 90 рублей, в то время, как собрат с Кубани обойдётся в 70 рублей. Можно упирать на качество, но массовый потребитель всегда смотрит в сторону меньшей цены. 

Сельскохозяйственная техника Крыма

Сельскохозяйственная техника Крыма

В одной из деревень, состоящих из одного двора, я увидел сельскохозяйственную технику. Был канун 9 мая. Недалёко от села стоял обелиск павшим воинам в Великой Отечественной Войне. Увидел и семью, которая приехала навестить родственников. Все люди в годах, но видна трудовая закалка. В сельском хозяйстве Крыма остались только самые стойкие. 

 

Дорога на Феодосию близ побережья.

Дорога на Феодосию близ побережья.

По пути к Феодосии нам повстречалось несколько заброшенных украинских военных баз вместе с военными городками. Такие городки в степи словно заброшенные оазисы – так и манят к себе. Однако, при ближайшем рассмотрении, замечаешь, что любые заброшенные здания, которые были покинуты в спешке, представляют собой одинаковое печальное зрелище. Еще вчера там была жизнь, а сегодня мать природа во всю забирает свое обратно. Там вырос куст, здесь асфальта затрещал, где ветер гуляет, где крыша течёт. Если бы не не многочисленные контингенты российских войск остатки былой роскоши в виде радиолокационных станций, грузовиков УРАЛ, многочисленных проводов распилили бы давно на цветной металл. 

Вид на военные объекты базы в Феодосии

Вид на военные объекты базы в Феодосии

Совсем рядом с Феодосией так же есть крупная военная база с вертолетной площадкой. На это площадке сидят уже российские военные, но основная ветхая инфраструктура не задействована. Если бы не охрана по периметру – давно бы уже растащили!

Бывшая Украинская военная база под Феодосией

Бывшая Украинская военная база под Феодосией

Это здание культурного назначения при военном городке тому яркое подтверждение. Сценарий известен: битье окон, раскурочивание интерьера, затем многочисленный распил и хищение. Внутрь справь, кал и блевота. 

Бывшая Украинская военная база под Феодосией

Бывшая Украинская военная база под Феодосией

Охрана по периметру военной базы скорее видовая, потому что охранять там что-либо почти нет смысла. Все было в ужасном состоянии и до присоединения Крыма к России. Люди в поисках наживы еще опасаются заходить внутрь, потому что умеют читать, но вот животные читать не умеют. Немногочисленные стада коров то и дело ходят по бывшей территории в поисках свежей вкусной травы. Большинство из них на свободном выпасе. Иногда встречаются и пастухи, которые не обращают внимания на надписи. Им стада важнее каких-то там запретов.

Феодосия, Крым. Советское наследние.

Феодосия, Крым. Советское наследние.

После того, как Крым вошёл в состав России на полуострове наступило строительное затишье. Представьте себе картину: военная база, до берега есть прослойка в 100 метров. При Украине на этой прослойке, между берегом и базой, умудрились возвести целый микрорайон из многоэтажек. Сейчас на них висит табличка “продаётся”. Подобного рода построек “вне закона” в Крыму видимо не видимо. Они представляют собой бомбы замедленного действия. В надежде вернуть свои инвестиции застройщик продаёт данное имущество, но законность которого еще только предстоит доказать. Очереди из покупателей не наблюдается. И пока такое настроение главенствует во всем, но об этом во второй части.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *