Некоторые аспекты фотосъемки в Японии

Предисловие.

В качестве отзыва на мой материал о японских фотожурналах я получил комментарий с просьбой перевести одну из озвученных в тексте статей о том, что можно, а что нельзя снимать в Японии. Мой уровень языка не позволял это сделать, но к счастью нашелся доброволец, который смог перевести текст должным образом. Данный материал переведен с японского Юкико Агава, а затем адаптирован мною на русский язык. Стоит понимать, что приведенный ниже материал написан для законов и морали, которые действуют в японском обществе. Статья никоим образом не адаптирована под российские реалии и не может являться руководством к действию.. Если среди читателей есть компетентные люди готовые дать рекомендации относительно российского законодательства, то будем рады их услышать в комментариях!

Если вы столкнулись лицом к лицу с преступлением во время съемки. Как реагировать?

Если вы делаете фотографии на улице то можете столкнуться с чем угодно, даже стать свидетелем нарушения закона. Как реагировать и что делать в данной ситуации? Можно ли публиковать свои фотографии с подобными сценами?

Оригинальный текст: редакция журнала Asahi Camera, ноябрь 2017. Куратор: Кенсаку Фукуи (юрист, приглашенный профессор Японского университета).

foto_1

Один из снимков, присланных к нам в редакцию, побудил нас устроить дискуссию на эту тему. На снимке присутствует группа школьников. Фотография вышла отменной, поэтому она была выбрана победителем нашего ежемесячного фотоконкурса. Однако, один из студентов держал в руках сигарету и это вызвало бурю эмоций среди редакции. Непосредственно само лицо студента и школа хорошо читались на снимке, поэтому мы решили отказаться от публикации данного снимка-победителя.

В истории немало снимков на которых присутствуют курящие подростки. Однако, конкурс привлекает внимание большой круг читателей и публикация такой фотографии могла негативно отразиться на тех студентах, что изображены на снимке. Именно это стало основной причиной отказа от публикации.

Сегодня множество людей стремиться запечатлевать более безумные фотографии и видео для социальных сетей, чтобы получить больше лайков. Некоторые такие публикации  непосредственно демонстрируют нарушение закона и могут послужить причиной ареста, как для участников, так и для самого фотографа.

Конечно, есть люди которые идут на преступление умышленно и мы не будем диспутировать здесь на эту тему. Мы сосредоточимся на тех моментах, когда мы невольно становимся свидетелями нарушений закона во время съемки.

Адвокат Кенсаку Фукуи поясняет:

В принципе, даже если случайно или целенаправленно вы делаете, а затем публикуете такие снимки на которых есть сцены криминального характера, то вы не можете быть идентифицированы как соучастник (преступник). Нарушители закона – те самые курящие студенты, а вы, как фотограф, не совершаете действий криминального характера. За исключением тех случаев, если вы не подталкиваете людей на преступление сознательно своими действиями, но это другая история.В основном, подобного рода фотографии создают 2 проблемы:

1 – На фото могут быть запечатлены люди совершающие преступление, что может повлечь за собой арест. Однако, в данном случае, фотограф не может быть рассмотрен как преступник.

2 –  Нарушение права на собственное изображение. На том снимке студенты осозновали, что их снимают и они так же могли понимать, что снимок может быть опубликован. Если вы фиксируете нарушение закона через камеру на улице и просто опубликуете эти снимки, то вы рискуете нарушить право человека на его собственное изображение.        

Относительно комментария  господина Фукуи нарушение чьего-либо права на собственное изображение может быть идентифицировано не только по этому критерию, но по совокупности нескольких факторов:Социальный статус человека в кадре.

  1. Социальный статус человека в кадре
  2. Какие действия совершает человек в кадре
  3. Где происходит действие (место)
  4. Как он был сфотографирован (являлся ли он основным персонажем в кадре или случайно попал в него)
  5. Цель фотосъемки
  6. Необходимость или целесообразность фотосъемки

В повседневной практике публикация вашего портрета возможна и не все такие публикации могут быть расценены как нарушение права собственное изображение. Нарушение этого права может быть идентифицировано  основываясь на ситуации в целом, а так же в  «рамках общественной морали». В дополнение к тем 6 пунктам можно сказать, что если фотография выходит за рамки «общественной морали» , то снимок может расцениваться с точки зрения нарушения права человека собственное изображение.

Господин Фукуда так же добавил:

Ключевой момент заключается в том «Что человек в кадре делает».  Как правило, что-то нехорошее человек совершает в дали от общественных мест. Поэтому сцену можно рассматривать как очень интимную, которая попадает под определение «общественной морали». Ещё один важный аспект это конечная цель фотосъемки. Если вы видите «проблему» и хотите поднять её для обсуждения в обществе через публикацию , то у вас есть четкое представление о цели и необходимости подобной публикации. Таким образом ваша цель превалирует над  чьей-то конфиденциальностью. Это стандартный пример. Если же вы публикуете снимок ради «фана», то эта цель не может рассматриваться с точки зрения изображенного человека как «достойная», чтобы оправдать вашу публикацию.  

Я думаю, что большинство таких случаев не может быть рассмотрено как нарушение прав на собственное изображение, когда конечной целью является изобличение через публикацию. Другой момент, когда не самое чистое с точки зрения закона действие было зафиксировано ради удачного момента. Если вы сделали снимок ради снимка, то ваша цель довольно слабая и может быть рассмотрена как нарушение чужой конфиденциальности и нарушения прав изображенного на снимке человека.  

Так же господи Фукуи добавил, что временной фактор так же оказывает влияние на эту проблему:

«По истечению времени или за давностью совершения акта правнонарушения человек изображенный на фотографии не может быть привлечен к ответственности, даже если снимок был опубликован. Общество так же не будет реагировать столь эмоционально, если будет известно, что преступление совершено много раньше. С другой стороны, если фотография опубликована значительно позже  акта совершения преступления, то  предлог для публикации « ради освещения проблемы в обществе» теряет силу. Фотография опубликованная с задержкой ставит нас перед другим вопросом: «Ради какой цели она была опубликована сейчас?»

foto_2

Профессиональный фотограф господин Коичи Акаги комментирует данную ситуацию:

«В моей практике я столкнулся с ситуацией, когда на бейсбольном стадионе моему взору предстала картина в виде голого пьяного человека. На место быстро прибежала охрана и началось шоу, но я продолжал снимать происходящее. Я верил, что подобного рода фотография не может быть опубликована под моим именем, но в то же время ничего не сохранится для истории, если я не буду снимать. Поэтому я просто снимал, а что со снимками дальше буду решать позже. Я решаю, выдавать или не выдавать фотографии общественности на основе того, может ли это дискриминировать конкретных людей на снимке. Это мой принцип. Я всегда придерживаюсь этого принципа.»

foto_3

Господин Макиске Окамура, актёр и уличный фотограф:

«Однажды я просто перестал снимать на улицах Шибуя и Хараджуку. Потому что у меня не было ответа на вопрос зачем я делаю фотографии. Часто я публикую снимки в собственных социальных медиа и стараюсь избегать снимков на которых можно четко идентифицировать лица людей. По крайней мере до тех пор, пока у меня не будет четкой идеи, как у художника, относительно того зачем я это делаю.»

Теперь давайте затронем этическую сторону нашего вопроса. Мы становимся очевидцами серьезной или трагичной ситуации. Что вы сделаете? Продолжите снимать, не предложив помощи, или же попытаетесь пресечь худшее развитие сценария?

Господин Фукуи, адвокат:

«Вероятность того, что вас могут обвинить в бездействии, с точки зрения закона, будет низкой, даже если вы продолжите снимать фотографии, не помогая людям или не предотвращая худшее развитие событий. Однако, есть некоторые исключения, которые поднимают моральную сторону вопроса. К примеру, когда чужой ребенок обращается к вам с просьбой о помощи, потому что терпит побои от родителей, но вы игнорируете его просьбу и отсылаете обратно без какой-либо помощи. При это продолжаете фотографировать. Это вопрос этики и личного отношения. Как реагировать фотографу в данной ситуации вопрос вечный.»

foto_4

Давайте подведем итоги:

  1. Даже если вы фотографируете сцены криминального характера вы не можете быть арестованы за это (за исключением тех случаев, когда вы не являетесь прямым участником преступления или подначиваете других).
  2. Если вы публикуете такую фотографию, то это может вызвать социальные последствия для изображенного на снимке человека
  3. Фотограф может нарушить право на собственное изображение изображенного на снимке человека.
  4. Все 3 предыдуших пункта могут работать по-разному в зависимости от ситуации, целей и сроков публикации.
  5. Хотите ли вы помогать в беде или предотвращать преступления вопрос скорее этический, а не юридический. С точки зрения японского закона вы чисты.

Просто держите в голове эти тезисы и отправляйтесь фотографировать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *