Подхожу к автомату по раздаче напитков. Сую ему в глотку 100 рублей. Автомат выплевывает купюру обратно. Съев “кровную сотку” с третьей попытки я понял, что неделя будет не из простых. Крайняя неделя июля на родном заводе.
Борьба с автоматом закончилась в мою пользу. В рабочий кабинет я шёл с двойной порцией газировки из-за ошибки алгоритма. Приняв за отрицательный знак нежелание есть помятый стольник жизнь в итоге вознаградила за упорство, но лишила части прибыли владельца вендинговой машины. Кто-то теряет, а кто-то находит. Так складывается жизнь, что желающий рассказывать о “жизни с колес” пока стоит на приколе. Вирус закрыл границы, экономика зияла дырами в бюджете. За стеной слышен голос нач цеха. Сегодня он не просто не в духе, а в супер “не в духе”.
“Хорошо, что сегодня я затянул ремень потуже – сказал он и добавил – а то бы результат совещания совета директоров закончился куда хуже”.
Сквозь натянутую улыбку по его серому лицу и вялой походке было явно видно, что на совещании полоскали его нещадно. Через пять минут я узнаю, что нач цеха подал заявление на увольнение. Единственный человек, что начал токарем и дошёл к шестому десятку до руководящей должности. Единственный человек, что является “занозой в заднице” дирекции подаёт заявление и…
И заявление не принимают… Потерю сварщика или токаря завод переживет, а вот руководящий состав, что держит коллектив в каком никаком рабочем русле, звено более важное. Нач Цеха для нас словно батяня-комбат. Пусть в последнее время он ходит на работу лишь с желанием погасить кредит и уйти на пенсию его нельзя обвинить в отсутствии уважения коллектива и наличия мужского стержня со стальными подшипниками в основании. Это понимают и в дирекции, поэтому заявление не приняли.
Другой человек, что метит на его место – женщина. Карьеристка по-натуре и хороший друг, когда ты ей нужен, но расчетливый недруг, когда “что-то идёт не так”. Она не готова принять бразды правления “оболтусами” механообработки. К тому же, наш цех из-за пандемии и падения общих доходов теряет ценных специалистов. Мой брат сварщик уходит в свободное плавание. Я планирую идти вслед за ним, но об этом пока молчу. Помимо этого уже ушли еще несколько ключевых фигур.
Одним из них стал дядя Коля. Перспективный и молодой пятидесяти летний токарь (молодой по меркам завода) уходит искать “лучшей доли”. Дядю Женю, искусного слесаря, поймали на “синьке” и уволили по-собственному желанию. Распитие крепких напитков строго запрещено, но завод это завод. Пить на заводе – искусство возведенное в ранг настоящего кунг-фу. Однако, иногда нервы дают сбои, случаются срывы. Вот ты сидишь рядом с человеком, а в следующие пять минут тебе уже рассказывают о том какую кору он учудил, а на следующий день он уже собирает вещи. Так и хочется спросить, что же он такого наделал, но воспитание не позволяет.
На место брата-сварщика начальство выписало молодого, перспективного, но совсем зеленого паренька. Закончив технические курсы его эго бежит впереди умений. Через два месяца новый сварщик уйдёт в армию, а важные изделия не будут сварены. Не сварены они будут даже если он останется, потому что руку ставят годами. Как музыканты в консерватории. О чем они думали? Да мне, плевать, если честно… Вечером я вижу, как на участок приводят других опытных сварщиков согласных выступить подрядчиками. Одних за другими. Не знаю мест где еще согласно чертежу надо получить при сложении 2+2=4 по первому классу точности военной приемки, но при этом тебя попросят написать не 4, а 5. И дать этому объяснение.
В долгосрочной перспективе, уверен, наш завод, словно летучий голландец, переживет уход любого начальника, сварщика и, уж тем более, какой-то там коронавирусный кризис. Ибо мертвое умереть не может. Государство вкачает в него очередной госзаказ дав импульс снова плыть в великое никуда. Он по-прежнему будет производить спец детали для государственных нужд, потому что государство и рыночная экономика вещи несовместимые. Нет, я не ругаю родной завод. Как не могу ругать родину, потому что она как мама – может быть только одна. Понять родной завод основываясь только на логике и очевидных бизнес стратегиях затея, очевидно, гиблая.