Середина февраля, Московская область. Одобрена виза в Японию, заключён первый договор на видеосъёмку свадьбы. До поездки менее месяца.
Тут так и хочется написать – “вот это поворот”! Даже не знаю чего описать вам первым. То, что я встал на “скользкую дорожку” как видеограф или то, что мне предстоит третья поездка в Японию? В первом случае, вроде как, принял то, от чего так долго бежал. Во втором, любой последующий выезд в Японию уже не воспринимается так, как первый.
Обычно, письма самому себе, как проведение некоторой черты в жизни, я писал непосредственно перед выездом. Это письмо не исключение. Не так важно сколько дней осталось до вылета, важно с каким настроением ты это делаешь, какие мысли опишешь. Сценарий подготовки к третьему раунду борьбы за собственное будущее был идентичен двум предыдущим. Ты копишь деньги, смотришь на небо в сочетании удачных звезд, тыкаешь пальцем и отдаешься жизни. Свою первую поездку я бы назвал авантюрой, вторую – проверкой направления, а третью – целенаправленной.
В 2017 году взяв с собой экшен камеру с рюкзаком пленки я отправился проверять свою любовь к уличной фотографии. Мне хотелось выяснить раз и навсегда мое ли это занятие или я зря трачу своё время. Да и за границу выехал впервые. Это путешествие дало вектор для развития. Мне не удалось найти модель бизнеса, которая бы позволила заниматься творческой фотографией на постоянной основе, поэтому было решено сделать шаг в сторону журналистики. Японская кампания 2018 года как раз стала проверкой нового направления. Мне понравилось. Тогда перед поездкой я ушёл с должности лаборанта в творческой лаборатории СРЕДА и смог обойтись без работы примерно 6 месяцев. Вкусив прелесть творческой свободы и самостоятельной жизни без социальных рамок и ограничений я понял, что жизнь никогда не будет прежней.
Однако, зависимость от денег никто не отменял. Подработок не хватало, поэтому брат меня устроил работать на завод гравировщиком. Сейчас могу сказать, что на желание стать независимым журналистом, блогером, фотографом или кинематографистом, это никак не повлияло. Кроме того, что за год комфортной жизни на заводе мне удалось обновить технику согласно техническим запросам, а также скопить средства для третьей поездки. И да, когда люди презрительно цокали языком узнавая, что я “типа блогер штоле” и предлагали “идти работать на завод” я гордо посылал этих людей на йух отвечая “что работаю на заводе”. Статус заводчанина и блогера крушит недовольным мозг.
В третий раз в Японский визовый центр шёл как домой, чуть ли не открывая двери ногами (мысленно). Документы сомнений не вызывали, однако, визовый сотрудник намекнул, что я подозрительно часто езжу и езжу только в Японию. Мол, в следующий раз, для получения визы нужна приглашающая сторона, так как “друзья там у вас уже есть”. Конечно, я солгал, сказав, что у меня нет там друзей, но впечатления моя ложь не произвела. Тем не менее, в визе не отказали, спасибо! Уже позже, в разговоре с другом, выяснил, что это был намёк на многократную визу и теперь я знаю как можно получить ее. А вот захочу ли ее получать – другой вопрос.
С Фудзиямой у меня остался незакрытый гештальт, но от дорожных авантюр в этот раз было решено отказаться. Это мне не свойственно, поэтому и привлекает. Третий визит в Японию подразумевает месячное нахождение в городе Йокогама, что расположился недалеко от Токио, а так же съемку документального полнометражного видео. Я беру свои навыки, связи, инструментарий и реализую их в этой идее, чтобы взять новую планку. Идея самого фильма заключается в том, чтобы гулять с другом-звукорежиссёром по городу, искать интересные звуки, записывать их, чтобы затем создать звуковой и визуальный ряд. По сути, это уличная фотография в чистом виде, но на современный лад. Таков план.
Я питаю надежды, что этот фильм даст толчок в профессиональном росте. Что четвёртый и последующие возможные японские визиты уже будут носить характер не только личной инициативы. Жду, что появится финансовая выгода или хотя бы намеки. Любой марафонец вам скажет, что самый сложный отрезок пути это последние километры. Когда твоё тело на пределе, когда хочешь остановиться, но продолжаешь бежать, что есть силы. В случае с искусством длина марафонского забега неизвестна, а ощущения такие, что каждый шаг и есть последний. Фильм планируется выпустить на англоязычном YouTube канале добавив русские субтитры. У меня есть теория о том, что возможностей для профессионального роста за рубежом больше. Там уже давно существуют бюджеты отвечающие современным экономическим реалиям, устойчивые институты и культура оплаты труда за контент.
Сейчас же основная работа – завод. Завод, как колыбель, как прекрасная утроба матери, которую лучше рано, чем поздно, покинуть. Мне 34. Время постепенно ускоряется, а с телом уже приходится считаться. И хотя многие ученые сходятся во мнении, что 30 сейчас это 20 полвека назад биологию не обманешь. У нас на заводе большинство рабочих это пенсионеры. Разговоры пенсионеров начинаются не с будущего, а с поминания собственных же друзей. Простое пожелание здоровья обретает все больший смысл. Странно осознавать, что я бегу от комфорта, к которому многие стремятся. Скорее всего это желание продиктовано возрастом и стремлением реализоваться. Вернуться на завод можно всегда.
Тем не менее, если уйти с завода, то чем зарабатывать? В фотографии я все время убегал от коммерции. Быть может, если бы я ее принял, то судьба сложилась иначе, но у времени нет сослагательного наклонения. Юношеский радикализм сменился умеренным центризмом и доказательством тому является контракт на видеосъёмку свадьбы. То от чего я столько бегал в фотографии настигло меня в видео. Просто, если тогда это воспринималось покушением на творческое начало, то сейчас это воспринимается, как возможность развить это творческое начало. Причем, метаморфоза произошла с подачи фотографа. Игра, скажу я вам, стоит свеч. Фактически, за один съемочный день я могу получить месячную заводскую зарплату. К тому же, мне только на руку ярко выраженная сезонность этой работы. В сезон зарабатываешь, а вне сезона путешествуешь. Все это подкупает.
Если что-то я вынес за 10 лет занятий фотографией, так это то, что на определенном этапе ты понимаешь, что чтобы вырасти надо перестать быть фотолюбителем. Речь идёт не о душевном состоянии, а о времени, которое ты тратишь на работу. Работу, что не даёт раскрыться полному творческому потенциалу. Спросите меня, что такое свобода и я отвечу, что “свобода – это возможность жить любимым делом до конца дней своих”. Но как она ощущается? Картинка в голове человека с камерой фотографирующего отдаленный удаленный уголок планеты лишь вершина айсберга. Только в кино люди бросают все и сразу идут на встречу к мечте. В реальной жизни ты каждодневным трудом из года в год борешься за своё право быть свободным.
Дайджест по предыдущим Японским приключениям здесь.
О том, как я пришёл к третьей поездке в Японию здесь.