До встречи с этой камерой в моей практике были в основном отечественные полукадровые фотоаппараты, такие как ФЭД Микрон и Чайка. Все они, так или иначе, оказывались вещью в себе, но больше всего от использования полукадра останавливало ощущение нескончаемой пленки. Более 70 кадров на одной катушке это очень много. Из-за этого полукадр у меня не прижился и после пары роликов пленки все камеры ушли по друзьями, комиссионками и полкам.
Не могу сказать, что Konica Recorder AA-35 как то изменила моё отношение к этому формату кадра, но взлетевшие в ноябре 2014 года цены на всё, в том числе и на плёнку, заставили умерить свои амбиции и включить режим экономии. Я снова обратил внимание на полукадр, как на один из возможных вариантов. Точнее не так… Я увидел объявление о продаже этой камеры и уже потом в голове появилось всё остальное.
Сама по себе камера Konica Recorder классический однокнопочный компакт. В 1984 году она выпускалась массово, а её технические ограничения, о которых я расскажу ниже, говорят о её исключительно любительском предназначении. Тем не менее, на рынке она встречается довольно редко, потому что ей уже за 30 лет. За все эти годы люди просто выбрасывали их, а сейчас она полюбилась ломографами. Чистый косметически экземпляр обойдется вам от 6 тысяч рублей, а если повезет, то вы можете купить камеру и дешевле.
Честно скажу, я купился на её внешний вид и автофокус. Уж больно не хотелось промахов по экспозиции и по фокусу, хотелось автомата. Своё японское название камера Konica Recorder получила из-за сходства с кассетным плеером. Выпускалась она в разных цветовых оттенках. Если вы захотите такую же, то рекомендую брать оранжевый или красный. Люди всё равно не понимают, что это фотоаппарат, а выглядят они все стильно и девочки это любят. Передняя панель камеры из металла, задняя из пластика. Сам корпус камеры раздвижной, примерно как на Olympus MJU. Органов управления у неё не много, как и настроек. На задней панели имеется ручной селектор ISO, внизу кнопка обратной перемотка. На левом боку кнопка включения вспышки, а сверху кнопка спуска затвора и счетчик кадров.
Для своего времени камера была достаточно продвинутой, но назвать её автоматической у меня язык не поворачивается. Она скорее полуавтомат и мне этим нравится. Начну со вспышки. Вспышка по умолчанию всегда выключена и для её включения требуется открыть камеру и нажать на кнопку слева. Скорость работы фотоаппарата (зарядка вспышки, перемотка) напрямую зависит от качества батареек. Со средними батарейками заряжается вспышка порядка 5-8 секунд, что не быстро. Скорость обратной перемотки так вообще убийственно низкая. Первый раз я подумал, что у меня было сломался механизм обратной перемотки и я несколько раз открывал крышку с заряженной плёнкой. Сматывает камера долго, точно не засекал, но за то время, что мотается плёнка я успеваю выпить чай или прослушать трек AC/DC. Сама перемотка включается ручками, плёнка заряжается тоже вручную. Нужно вставить кончик на приёмную катушку, закрыть крышку и несколько раз нажать на спуск. Последнее рекомендую контролировать, потому что зубчики на катушке маленькие и бывает, что плёнка через несколько кадров может соскочить с зацепов. Я открываю крышку и перепроверяю, 72 кадра не 36.
На борту Konica Recorder установлен широкоугольный объектив системы “дверной глазок” Konica Hexanon 24 f/4 на 4 элемента в 4 группах. В пересчете на полный кадр угол обзора этого объектива равен 35мм. Величина светосилы, а так же диапозон ISO до 400 единиц и минимальная экспопара 1/60 f/4 делает эту камеру любительницей света и тёплых дней. Если света недостаточно, то в видоискателе загорается красный диод, но спуск затвора не блокируется. В этом плане камера демократична. Затвор у неё срабатывает всегда, даже тогда, когда вы выпали за минимальный фокус в 0.9 метра и делает он это тихо, словно ниндзя. Теперь о приятном. Видоискатель лишен горизонтального параллакса, потому что расположен на одном уровне с объективом. Инженеры Konica вообще извратились и сделали расположение пленки не горизонтальным, а вертикальным! Это делает её уникальным полукадром способным создавать фотографии в привычной ориентации.
Несмотря на свои ограничения, Konica Recorder мне понравилась, особенно когда я проявил и посмотрел первые фотографии. К объективу и электронике претензий нет. Всё резко, быстро и классно. Это особенно актуально, когда размер кадра уменьшается вдвое, а все остальные запросы к качеству наоборот увеличиваются. Иногда только палец в кадр попадает. Эргономика у неё, как и у кассетного плеера – кирпич кирпичом. Мне нравится её не идеальность и уникальный внешний вид. Она доставляет удовольствие и это, я считаю, самое главное в любой камере. У неё есть свой характер, своя харизма и она способна делать качественные снимки.
Галерея ЧБ фотографий снятых мною на эту камеру. Чужой цвет можно посмотреть на flickr. Ещё одна галерея с примерами моего хорошего знакомого Бориса Киреева