По возвращению из страны восходящего солнца меня спросили может ли первая поездка заграницу запомниться также, как и первая любовь? Про первую любовь ничего не скажу, а вот про поездку могу с уверенностью сказать, что она мне точно запомнится. Ещё не проявлены все ролики, не остыли все впечатления, не розданы все подарки и не съедены все гостинцы. По горячим следам хочется написать о самом, на мой взгляд, важном. Об авторской японской фотографии, фотомагазинах и о том, как повлияло на меня мое первое настоящее путешествие.
Перед поездкой я заботливо напечатал 31 снимок. Каждый из них мною любим, потому что прошёл испытание временем. С этими снимками, а также с 3 бутылками водки и 4 экземплярами своей фотокниги я и отправился в Японию. Ожидал ли я чего-нибудь? Не особо. Ожидания и реальность они такие… На мои письма с предложением встретиться ответило не очень много людей, но все, без исключения, кто это сделал теперь мои настоящие друзья. Это для меня уже награда.
Японцы очень любят всё планировать. Какой у тебя план, есть ли у тебя гостиница? Чёрт, если я что и не люблю, так это что-то планировать. Нам с вами не надо объяснять, как идут запланированные дела в России, но объяснить это японцу практически невозможно, особенно на границе. Но всё же меня пропустили. По выходу из аэропорта меня никто не встречал. Я был предоставлен сам себе. Без плана, без забронированной гостиницы и с огромным рюкзаком за спиной. Изначально я хотел покататься по стране на велосипеде, но не нашлось тогда достаточно средств на велосипед и тех, кто поверил бы в меня. Тем не менее, даже с тем набором у меня получилось испытать все виды боли и удовольствий. Получилось пожить “полной жизнью”. Признаться страшно, но получается, что я в душе мазохист раз могу ощутить себя живым только будучи лишенным многих благ. Сон может быть по-настоящему сладким, только когда ты не спал сутки. Еда может быть по-настоящему вкусной, только когда ты долго не ел. И так далее. Это та свобода бытия о которой я мечтал и которой немного испугался, когда оказался наедине с ней. Моё же основное приключение началось с покупки самого дешевого билета до Токио на автобус, а остальное уже история. Все трудности быта, всякие подробности и тому подобное я буду описывать у себя на канале Youtube. Тут же сумбурно- фотографическое.
Первым фотографическим местом, которое я посетил стала галерея Akio Nagasawa. В настоящий момент Нагасава сан плотно работает с моим любимым Дайдо Мориямой. Они совместно выпускают книги и устраивают выставки. В этом месте я был непрошеным гостем, так как моё письмо проигнорировали, но посетить его же мне никто не мешает? Найти галерею в Гинза было не трудно, войти ещё легче, потому что вход и посещение бесплатные. Всего один шаг и я уже рассказываю на смеси японского с английским о том, как люблю японскую фотографию и всё такое. Показываю милой девушке свои снимки, дарю книгу. Вы знаете, что подарок автоматически делает японцев вам чем-то обязанным? Я знал это поэтому делал подарки направо и налево, но не из-за того, что хотел сделать кого-то обязанным, а потому что так велела широта русской души. Культурный обмен. Самого Акио Нагасава на месте не было, он улетел на какое-то крупное фотомероприятие в Париже. Но тем лучше, потому что гость-то был непрошеным. Я просмотрел все книги, в том числе самые свежие новинки, всё обслюнявил и пошел дальше.
А что было дальше? Фотомагазины. Очень много фотомагазинов. Несмотря на то, что Токио большой город прелесть его в том, что районы у него тематические и если вы нашли один фотомагазин рядом окажутся и другие. Да что там Токио – в каждом городе вы найдете фотомагазин. На каждый такой магазин или лавочку я реагировал словно собака на белку или кот на мышь. Если вы думаете, что вот так без проблем купите себе всё то, что только видели на картинках, то будете правы. Выбор действительно поражает, как и цены. Время, когда фототехнику можно было покупать за копейки кануло в лету. В японских магазинах, как и везде, есть свои нюансы. Так, в большинстве магазинов товар, что лежит на витринах за стеклом продается как рабочий и с гарантией. От сюда и более высокая цена. Есть также полки и ящики под названием Junk – под мусор и неликвид. Эти товары продаются за копейки, но без возврата и тому подобного. Главное, что в проверки работоспособности вам не откажут. Такие ящики мои любимые.
У каждого фотомагазина есть своя нишевая специализация. В одном дешевле всего фотопленка Fuji, в другом выгоднее покупать Instax, в третьем под видом неликвида можно купить реально рабочую вещь за смешные деньги. Минус только в том, что пока вы не посетите каждый магазин вы этого не поймете, поэтому если собираетесь за покупкой дорогой камеры или объектива не лишним будет поинтересоваться у аборигенов о конкретном месте и быть готовым к тому, что товар уже купят. А ещё стоит помнить о правилах поведения. Большинство магазинов представляют собой частные подворья. Стоит забыть, что вы покупатель, который правит балом. Вы – гость. В гостях не принято пить, жевать, громко разговаривать, лапать всё подряд без разрешения и просить скидку. Если вы будете хорошим мальчиком или девочкой и что-то купите, то на следующую покупку вам и так сделают скидку. Парочка другая слов на японском так же увеличивает ваши шансы на более выгодную сделку. Купить что-либо для Leica не проблема. Купить что-либо для Leica выгодно – удача.
Лично мне больше всего понравилось закупать мелочь. Малую и противную мелочь, такую как крышки, переходники, вспышки, редкие бленды и тому подобное. В одном магазине я купил Fuji Instax 1998 года. Продавец включил мне в стоимость камеры 2 батарейки CR123, одну кассету Instax Mini и дешевый ремешок. Зато в другом месте при покупке второй камеры Instax продавец был настолько жадным, что вытащил батарейки из камеры и забрал их себе, но камера стоила мне всего 500 рублей, вместо 3 000, как в первом случае. Были и более забавные моменты. Так, в одном из магазинов, который я искал почти 2 часа, я купил бленду к фотоаппарату Canon Canonet за 500 рублей. Мне не столько нужна была бленда, сколько просто понравились сами продавцы. Весёлые и общительные пенсионеры, которые готовы рыть горы ради кольца или бленды. Уйти без покупки мне просто не позволила моя совесть. В Японии очень развит рынок подержанных вещей, поэтому игнорировать большую сеть Hard Off или небольшие барахольные магазины не стоит. В них вы всегда найдете, что-то из области фотографии. Фотопленку в продаже я видел почти во всех магазинах без исключения, а вот мест для её проявки за 3 недели, увы, так и не встретил. Цены на “расходку” умеренные.
Следующее место силы, о котором хочется рассказать, называется Kaido Books. Расположено это место в западной части Токио недалеко от Синдзюку. Kaido Books представляет собой независимое издательство и галерею в одном лице, которое поддерживается силами десятью фотографов. Самый известный из них ученик Мориямы Дайдо Коджи Онака. Онака сан встретил меня, всё любезно показал и рассказал о трудностях бытия авторской фотографии в Японии. Выставочное пространство небольшое. Есть ещё маленькая витрина-магазин авторской фотокниги участников Kaido Books.
Мне очень понравилась эта модель при которой фотограф имеет возможность полноценно развивать и демонстрировать свой талант. В нашем случае подобного рода идея скорее всего разобьется о великие “а в чем смысл?” и “зачем оно тебе?”, но в случае с Японией и их менталитетом это вполне рабочий вариант. После посещения Kaido Books я окончательно убедился в том, что мы сами куем свое будущее и если вы разделяете мою точку зрения, значит я не одинок в этих мыслях и мы на правильном пути. С выставкой или книгой круг замыкается, проходит комплекс отличника и нет нужды работать только в стол.
Рядом с Kaido Books, недалеко от станции, расположен центральный рынок с большим торговым центром. В этом торговом центре меня поразил сетевой книжный магазин Mandarake. Он расположен на нескольких этажах и обладает двумя отделами посвященным лишь фотокнигам. Один для регулярных изданий молодых и не очень японских авторов. Другой для иностранной фотокнижкой литературы, а также редких коллекционных изданий. Хотите купить первую книгу Мориямы Дайдо или Нобуеси Араки? Платите денежки и один из экземпляров ваш. Полистать многие книги не получится, так как они запечатаны для сохранности.
В обоих отделах помимо книг можно найти ещё постеры и старые фотографии. Витрины обновляются регулярно. Когда спустя неделю я вернулся, чтобы купить поларойдный портрет Мориямы Дайдо с автографом его уже кто-то купил, да и само место я узнал с трудом. Так сильно изменился ассортимент витрин. Хочется отметить ещё и то с какой лёгкостью можно не только купить книгу, но и продать её. В некоторых магазинах цена идет от количества, в некоторых от качества. К слову о продаже. В той же сети Hard Off вы без проблем купите или продадите носители и устройства для проигрывания казалось бы уже мёртвых форматов, таких как Mini Disc или аудиокассеты. Отправляясь в путешествие незабудьте взять с собой пару виниловых пластинок с известным в Японии отечественным певцом. Подзаработаете.
Следующая остановка – ShaShaSha. Это место в прямом смысле открыто миру. Их главная цель – популяризация японской фотографии во всем мире. В интернет-магазине представлены самые разные фотокниги, много коллекционных изданий первых тиражей. Есть виртуальный архив для IPad где за довольно символические деньги вы можете получить виртуальную копию интересующего вас издания. По физическому же адресу я нашёл галерею в которую не мог попасть довольно долгое время. Лишь в последние дни последней недели мне удалось полноценно познакомиться с пригласившим меня лицом Нобухиро Кобаяси. Он, как и Акио Нагасава, был на мероприятиях в Париже, где представлял японскую фотографию. В стенах галереи во время первого моего не очень удачного визита проходила выставка Нобуёси Араки Theater of Love для которой очень оригинальным способом была напечатана фотокнига с одноименным названием. Книга представляет собой напечатанные и склеенные между собой открытки. Каждую из них можно выдрать и подарить. Во время следующего своего визита Кобаяси сан уже во всю монтировал новую выставку следующего автора. Несмотря на плотный график и занятость я безмерно благодарен тому, что мне разрешили посетить это место даже вне рабочего времени. Я не слышал “мы закрыты, приходите завтра”.
Своего рода финальным аккордом моего фототура стал бар Кододзи (Kodoji) в районе Голден Гай. Голден Гай это небольшой район маленьких баров недалеко от станции Синдзюку. Данный бар был открыт увлеченными фотоделом людьми в далеком 1988 году и постепенно стал заполняться промо флаерами с выставок и снимками разных фотографов. Ваш покорный лично подписал и оставил там один из своих снимков, поэтому, если будете проездом – загляните. Это место наполнено приятной атмосферой и большим количеством фотокниг. Лично мне достаточно только этого места во всем большом Токио, чтобы появилось желание вернуться в Японию. Там я почувствовал себя словно дома. Я сидел на стуле, на котором сидели многие известные в Японии творческие люди и смотрел фотокниги, которые уже не купишь на полках. От времени они уже начали постепенно покрываться плесенью, но это им только прибавляло колорита. Все места, которые я посетил, перезаряжали мои батарейки, наполняли существование смыслом и дарили новые творческие стимулы.
Вот уже подсыхает очередной десяток роликов. Что же написать вам ещё? В Японии очень легко фотографировать. Аборигены не боятся камеры. В них не читается страх перед объективом, который присутствует в глазах наших соотечественников. Нет в них ни злобы ни зависти, но есть радость жизни. За все эти дни у меня не было ни одной конфликтной ситуации из-за фотографии. Каждый день я вставал в 8-9 часов утра, выходил из хостела в 11 и возвращался домой только поздно вечером, чтобы поесть, помыться и поспать. С каждым таким днём я всё больше убеждался, что занимаюсь своим любимым делом и никто в этом мире не упрекает меня в том, что я “страдаю фигнёй”. Япония это такая страна в которой “страдать фигней” не зазорно и любая, даже самая дурацкая идея имеет право на жизнь. Конечно, не всё в этой стране радужно и розово, как вы можете подумать, да и сами японцы далеко не без греха. Многие из фотографов, с которыми я познакомился, зарабатывают на жизнь другими способами. Многие из проектов, которые я повстречал, имеют временный характер и далеко не все обречены на успех, но важна сама атмосфера. Атмосфера в которой можно созидать, в которой нет тягучего ощущения беспросветной темноты и вечной драмы. Это путешествие не открыло для меня каких-то новых возможностей, но зарядило необходимой энергией, заставило переосмыслить понятие родной земли и задало новый вектор для движения вперёд.
ЗЫ В Японии невозможно погладить котика на улице.
Удивительно рядом ))) (с)
Спасибо! Потрясающая поездка. Читаю и смотрю с жутким удовольствием)
Благодарю за отзыв!
У некоторых русских влогеров вполне себе получается погладить котиков…
Зато на оленях отыгрался 😀
Привет, Georgiy!
Прочитал с удовольствием, тем более видел все серии о твоем увлекательном путешествии.
Правильной “страдаешь фигнёй” и мысли возникают правильные в твоей светлой голове, а значит и помыслы твои чистые. В общем ты молодчина, так держать! Удачи тебе!
С уважением, Алексей (Al Pogor).
Спасибо за отзыв!