Причины деградации фотографии

Фрагмент книги Дэвида Бэйли “Stardust”

Фрагмент книги Дэвида Бэйли “Stardust”

Шёл 2020 год. Продажи фотокамер продолжают падать. Вместе с ним падает и уровень мастерства фотографов. Достигли ли мы дна или кто-то снизу еще постучит? Об этом и многом другом я говорил в одном из своих прямых эфиров. В этой статье короткие тезисы и ссылка на сам эфир.

Фотография для меня есть форма визуальной поэзии. За время увлечения фотографией я самостоятельно издал фотокнигу и организовал несколько персональных фотовыставок. Из года в год я наблюдаю не ее расцвет, а наоборот падение. Многие связывают падение интереса к фотографии из-за падения самого фоторынка. Почему так происходит?

 

В обществе доминирует мнение, что основной причиной падения продаж фотокамер является доминирование на рынке смартфонов. Действительно, иметь при себе один универсальный гаджет куда практичнее и удобнее, нежели брать с собой полноценную фотокамеру. Однако, сами по себе смартфоны это лишь один из факторов общего падения увлечения фотографией.

 

Мощностей достаточно. 

 

Развитие технологий замедлилось, прирост вычислительных мощностей уже не так заметен, чтобы заставить нас из года в год обновлять наши компьютеры, телефоны и фотоаппараты в том числе. Качество картинки на сегодняшний день достаточно для большинства пользователей. Я проводил сравнение топового для своего времени фотоаппарата Canon PowerShot G5 с простым смартфоном Xiaomi 4A. Разницы между ними нет. А если учесть, что большинство фотографий оседает в сети, то и в большем количестве мегапикселей нет нужды. 

 

За последние 5 лет прирост мощности самих фотокамер не существенен.

 

Качество картинки, а именно ее восприятие, это один аспект. Другой аспект – технический. Он включает в себя более высокую чувствительность сенсора, количество кадров в секунду, возможность видеосъемки и тому подобному. Мы все хотим фотоаппараты легче, мощнее, лучше, но за последние годы прирост этих самых показателей столь не существенен, что все меньше людей находит для себя убедительный довод в смене одной хорошей камеры на другую. 80% результата дают 20% вложений. Зачем мне вкладывать 80% средств, чтобы получить оставшиеся 20%? 

 

Общее падение интереса к фотографии. 

 

Сейчас фоторынок напоминает один большой мыльный пузырь, но в отличии от финансового пузыря он не лопается, а постепенно сдувается. Надо понимать, что фундаментально фотографы делятся на два типа. На тех, кто действительно любит фотографию и просто владельцев камер.

 

На рынке купить качественную цифровую фотокамеру сейчас не проблема. Смартфон с хорошей камерой, сопоставимой по качеству, будет стоить дороже хорошей зеркальной фотокамеры. Рынок переполнен предложениями, а переполнен он потому, что в своё время люди покупали их ради статуса. Зеркальная камера есть у Пети и Маши, значит должна быть и у меня. Она используется в лучшем случае один раз в году, после чего ложится на полку или на продажу. Камеры стали доступны, камеры стали не нужны, потому что есть смартфоны. 

 

Тот тип фотографов, что просто владеет фотокамерой постепенно стал осознавать, что они не фотографы вовсе. В отличии от любителей фотографии эти люди находили страсть занятия фотографией в покупке все более дорогих камер и объективов. В лучше случае курсов владения пост обработкой. Этот этап быстро проходит, после чего интерес к фотографии падает.  

 

Социальные медиа изменили привычную картину мира. 

 

Если раньше ты хотел заявить о себе, как о фотографе, то тебе надо было устроить живую фотовыставку. Это давало тебе повод говорить о себе, как о профессионале. Сейчас любой пользователь в instagram собирает зрителей под одним своим снимком больше, чем я за неделю проведения живой выставки. Умирает интерес к выставкам, к печатным изданиям, к живой фотографии. Если умирает интерес, то и сама индустрия умирает. Давно вы держали в руках печатное издание о фотографии? Нет, даже так, держали ли вы фотожурналы в руках в принципе? 

 

Социальные сети это прои эгоизм. Если вы посмотрите на профили большинства людей, то поймёте, что все снимки сводятся к простому: вот я, вот моя красивая жизнь, вот снова я, вот снова моя красивая жизнь. Это круговорот эгоизма в котором нет места каким-то документальным проектам, визуальным историям. Одно сплошное Я. Поскольку социальные сети это бизнес, то в их интересах продолжать раскручивать это колесо. Бизнес поощряет эгоистическое поведение посредством отсутствия критики, лайков и позитивного мышления. На данный момент социальные сети не умеют и не хотят разделять контент на качественный и проходной. Это не выгодно. 

 

Само искусство фотографии стагнирует. 

 

Доминирование социальных сетей, раздувание авторского эго, отсутствие институтов фильтрации авторов привели к тому, что фотография, как искусство впала в стагнацию. Никто из производителей не готов сделать технологический рывок в сторону, чтобы подарить новый визуальный инструмент для самовыражения. Им надо делать деньги. Сети не готовы выделить авторов, что мыслят иначе. Им надо делать деньги. Как автор, чтобы набрать популярность, чтобы оставаться на плаву, ты должен копировать. Копировать известных мастеров, их техники, шаблоны. Желание идти против течения не поощряется никоим образом, потому что альтернативного мнения не слышно. Их забивает цифровой шум. Фотография ничего не стоит. Момент между съемкой и публикацией фотографии свел ремесло занятия фотографией на нет. Люди перестали ценить фотографию как таковую. В сети не видно разницы между снимком со смартфона и пейзажными снимками того же Анселя Адамса с камеры большого формата.

 

То, что происходит скорее хорошо.

 

Я склонен считать, что все происходящее ныне с фотографией хорошо. Это взросление. Да, золотые времена фотографии позади, потому что новых великих имён нет. Тем не менее, все больше людей понимают, что создание хорошей фотографии это гораздо более долгий путь, который не ограничивается нажатием на спуск. Мы, энтузиасты, чаще должны задавать себе вопросы “Зачем я снимаю” и “Зачем я публикую”? Нам нужно производить более жесткий отбор наших снимков и больше наслаждаться самими процессом съемки. Искусство это не спринт, а марафон. Когда мы снимаем для себя, то что нам нравится, это имеет большую ценность для общества в конечном счете.

 

Однако, какими мы бы хорошими мы фотографами не были львиная доля владельцев камер не будут задумываться об этом. Еще один очень важный вопрос. Вопрос идентификации в сети. Интернет должен дать право на забвение. Я считаю, что большинство снимков попадающих в сеть выполняют исключительно функции коммуникации между людьми. Зачем их хранить? Пусть они исчезают через сутки выполнив своё предназначение. Это вопрос уже к искусственному интеллекту, нейросетям. Пойдут ли они по пути рынка или по пути качества решаем в конечном счете мы. 

Запись прямого эфира. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *