Недавно на facebook один из моих друзей дал ссылку на нейронную сеть, которая раскрашивает черно-белые фотографии. Принадлежит она разработчикам из DeepAI и называется незаурядно Image Colorization API. Я заинтересовался с первых же секунд. Мне нравятся новые технологии, как и монохромная фотография. Для яркой демонстрации работы этой сети я взял известные работы классиков фотографии и скормил их машине. А заодно поразмышлял о возможном будущем.
Суммарно я потратил несколько часов на поиск и раскрашивание этих фотографий. Все это возможно благодаря нейронным сетям и большим вычислительным мощностям современных компьютеров. Однако, раньше это занимало куда больше времени. Предлагаю краткий экскурс в историю.
В начале 20 века раскрашивание монохромных изображений делалось вручную. Это был очень долгий и трудоемкий процесс, поэтому применялся метод в основном в коммерческой фотографии и для усиления некоторых сцен в кино. Широкое же распространение процесс раскрашивания получил в конце 80х годов благодаря компьютерам. Он позволяет улучшить или отреставрировать шедевры мультипликации, кинематографа и самые известные фотографии в современной истории.
Нейронная сеть призвана имитировать работу мозга человека. Это настоящий искусственный интеллект (пусть и созданный человеком)! О нейронных сетях мы заговорили недавно, но это уже даёт нам пищу для фантазий на тему нашего будущего. Хотя, узкому кругу ученых и программистов принципы действия нейронных сетей были известны еще со времен появления первых же электронно-вычислительных машин. Однако, в середине 50х годов прошлого века интерес к нейронным сетям угас, так как вычислительные мощности были недостаточные. Но довольно болтовни! Давайте посмотрим, что у меня получилось. Уверен, что многим из вас, кто увлекается фотографией, известны эти образы.
Честно скажу, что меня, как художника, фотографа и мыслителя, интересует не то, как выглядят раскрашенные компьютером фотографии, а то куда это может привести. Люди и до этого раскрашивали монохромные снимки, делали это значительно тоньше и с большим количеством деталей, нежели машина. Вот, к примеру, ретушер Marina Amaral и ее видение истории.
Нейронные сети еще в самом начале своего становления. Судя по примерам, которые я увидел, им еще предстоит многому научиться. Но лично меня даже это поражает и удивляет. Смотрите правде в глаза! Мы, фотографы, сильно зависим от техники. Мы не можем творить так же свободно, как и художники. Если в области фотографии не будет прогресса, то мы обречены бесконечное число раз копировать классиков и повторять их путь.
Мы верим фотографии больше, чем живописи, потому что думаем, что фотография отражает реальность. Это заблуждение. Наше желание исказить реальность фотографии с помощью фильтров оказывается сильнее разрешения любого сенсора и резкости любого объектива. Нам нет дела до того, как выглядит реальный мир. Это говорит в нас желание творить и самовыражаться пусть и техническими средствами.
Давайте представим себе, что мы изобрели камеру со встроенной нейросетью. В начале общения камера делает обычные цифровые снимки. Однако, с каждым нажатием затвора, с каждым вашим действием нейросеть будет подстраиваться под ваши индивидуальные особенности. Камера учится вместе с вами. В таком свете наша зависимость от техники станет нашей особенностью, которая выведет искусство фотографии на новый неизведанный уровень. Боюсь лишь только, что покупать их никто не будет, так как кнопку “шедевр” придётся взращивать. Хотя, успешная бизнес модель может быть построена на обратном принципе, когда из любой сцены алгоритмы будут делать шедевр.
Уже сейчас этим активно занимаются такие гиганты, как Apple и Google. Они активно сканируют наши снимки выявляя предпочтения, наклонности, потребности. Facebook способен распознать на фотографии лицо конкретного человека. Яндекс то и дело предлагает тематические подборки на основе собственных фотографий. Все они создают наш виртуальный портрет. Дорогие производители фототехники, начать еще не поздно. Давайте вместе подумаем над этим!
Способны ли машины заменить человека, как творца? Что привносит компьютерный цвет в монохромную фотографию? Кто автор в данной ситуации? Сам я пока размышляю над этими вопросами. Алгоритмы работы тех или иных нейросетей пишут люди основываясь на необходимости большинства. В то время как творцы – это индивидуальные создания. Фотография в этом отношении уникальна, потому что техника идёт бок о бок с творческим видением.