Если вы спросите меня какая у меня самая любимая советская пленочная фотокамера, то я без раздумий скажу, что это ФЭД-2. ФЭД-2 это Т-34 фотоаппаратостроения, это АК-47 в руках фотографа. Чтобы думать так у меня есть вполне обоснованные причины.
Через мои руки прошли практически все советские фотоаппараты массового производства. Заграничных камер в руках я подержал не меньше. Была у меня и дорогущая Leica, но любимые это те, которые остались до сих пор на полке, которые пережили период импульсивных покупок и распродаж. Это камеры ФЭД-2, Зоркий 1 и Зоркий 3.
ФЭД-2 камера не для всех. Этот аппарат может делать всё, но со множеством оговорок. Почему я его поставил во главу списка? Говоря простым языком он является хорошим сбитым середнячом по следующим показателям:
- дизайн
- вес
- доступность
- эргономика
- удовольствие от съемки
- технические характеристики
- ремонтопригодность
Камера ФЭД-2 обладает собственным уникальным дизайном, и не повторяет никакой другой иностранный фотоаппарат. При весе в 720 грамм после дня ношения в руках или на ремне вы не будете ощущать усталость. Его удобно и приятно держать в руках. Это не специфический Киев и не пухлый Зоркий 4. Благодаря первым 3 факторам им приятно и довольно легко снимать. Фотоаппарат ложиться в руке почти как родной, ничего не оттягивая. ФЭД-2 позволяет снимать как с одной, так и с двух рук. Большая база дальномера, пусть и не с лучшим видоискателем, позволяет точно кадрировать снимок и навестись на резкость. По части ремонтопригодности ФЭД-2 устроен очень просто. При должной сноровке и терпении каждый может научиться обслуживать свою камеру.
ФЭД-2 очень доступная камера, которая мало кем цениться. Старшое поколение со слабым зрением не может снимать этой камерой из-за трудности работы с очками. Молодое поколение в массе своей не готово работать с полностью ручной фотокамерой. В совесткое время их нашлепали в прямом смысле слова очень большое количество. Фотоаппаратов ФЭД-2, как и Смен 8М, хватит на всех. Люди либо любят его, либо ненавидят. Такой вот он своенравный.
Если разобрать по пунктам, то ФЭД-2 может уступить многим фотоаппаратам. К примеру, по части дизайна он уступает камерам Зоркий 1 или Зоркий 3. Тот же Киев даст 100 очков вперед ФЭДу, но они являются копиями иностранных фотоаппаратов Leica и Contax соответственно. Относительно веса и эргономики Зоркий-1 предоставляет лучшее решение, но только в случае наличия получехла. Удобной же съемку на этот фотоаппарат не назовешь. Специфическая зарядка с длинным хвостиком и раздельные видоискатель с дальномером делают из Зоркого-1 камеру для эстетов.
Я знаю, какая камера способна подарить мне больше удовольствия от съемки. Это Зоркий-3М. Он более харизматичный, у него больше видоискатель, шире набор выдержек. Но он редкий и достаточно дорогой. А еще у него есть одна неприятная особенность из-за конструкции клевать объективом при ношении. Баланс ФЭД-2 в этом отношении идеальный.
По части технических характеристик единственное серьезное ограничение ФЭД-2 это набор выдержек. При слабом или плохом освещении довольно часто не хватает выдержки 1/15 или даже 1/8 секунды. Минимальная выдержка у камеры составляет 1/25 или 1/20 секунды. Это ограничение позволяет обойти распространенный Зоркий-4. Зоркий-4 надежная и простая камера, но это кирпич кирпичем. У меня был большой временной период, когда моей единсвтенной камерой на сезон стал Зоркий-4 с объективом Юпитер-12. Я много раз ронял его на асфальт из-за его формы, но он держался. Однако, места на полке он у меня не нашел. Тот же самый видоискатель с тем же набором выдержек есть в Зорком-3М.
А почему ФЭД-2, а не Зенит? Мне, честно, не везёт с Зенитами. Все Зениты, которые ко мне попадались, довольно быстро выходили из строя. Это обусловлено не столько качеством камеры, сколько отсутствием у них CLA (чистки, смазки, юстировки). Рабочих дальномерных фотоаппаратов я встречал больше, а главное дальномерный фотоаппарат сформировал мой стиль в фотографии. С дальномером ты видишь мир чуть ближе, честнее, не через объектив, а через рамку. Мир оптики не захватывает твое воображение, меньше забиваешь голову красивым рисунком и больше думаешь о том, что происходит вокруг. Как говаривал Йозеф Куделка: “Хочешь видеть мир иначе – смени камеру.”
Мой любимый объектив на фотоаппарате ФЭД-2 был Юпитер 8. Также неплохо себя чувствовал и широкоугольный Юпитер-12 с внешним видоискателем. Как сейчас помню, зарядил в камеру Kodak T-Max3200 и отправился на вокзал в снегопад. Тогда меня не сильно беспокоило отсуствие у камеры выдержки длиннее 1/25 секунды. Его легко можно было прятать в кармане куртки, чтобы не беспокоиться о падающим снеге. Когда же надо было снимать, то одним движением я доставал камеру и делал снимок. Одна выдержка, одна диафрагма и выставленное расстояние на 3 метра. Этого было достаточно для получения хороших фотографий.
Иван, который Хансон у тебя в интервью им снимает. Так что не был, а есть достаточен.
Я ФЭД-2 сегодня фотал. 🙂
Прочитал с удовольствием … Спасибо!
Спасибо, Олег!
Прочитал с удовольствием … Спасибо!