От хорошего друга из Японии я получил посылку где помимо разного рода фотопленок было приложено два японских фотожурнала. Один из них Ниппон Камера (слева), выпускается с 1948 года. Второй Асахи Камера (справа), выпускается с 1926 года. Сперва я не предал им большого значения, но наличие моего любимого автора Дайдо Мориямы внутри вынудило посмотреть оба журнала. Тут-то я и залип. Когда культурный шок прошел мне захотелось поделиться с вами своими впечатлениями, потому что по они сильно отличаются от того, что привыкли видеть мы. Да ещё журнальная тема мне довольна близка поскольку я успел получить некоторый опыт работы в интернет издании. И так, поехали. На обложках обоих журналов фотографии Мориямы Дайдо.
Японские журналы читаются справа налево. Открываем первый. Рекламные таблоиды занимают первых 3 разворота, после чего идет снова реклама Sony, а за ней серия Мориямы Дайдо “K”.
Этот и последующие развороты – мечта верстальщика. Компоновка снимков в макете очень важная часть в любом журнале. Открыв японский фотожурнал у любого шаблонно мыслящего верстальщика тут же снесёт голову. Первый удар. Это ещё цветочки в этом плане.
Дальше снесёт голову у шаблонного фотографа, когда тот узнает на что снимает Дайдо Морияма. Конкретно эта серия “K” была снята мастером на Nikon Coolpix S7000 – обычную цифровую мыльницу с большим зум-объективом. Второй удар. Как и в случае с вёрсткой это ещё цветочки.
В таком солидном издании, как Асахи Камера есть главная тема номера. Тема номера конкретно этого экземпляра – снэпшот фотография (от англ snapshot). Кто не в теме, что это такое поясню. Снэпшот – это фотография, которая делается не задумываясь. Взял камеру, навел, снял – всё. Так умеет снимать каждый, но не каждый осознает, что это форма искусства. На странице справа идёт рассуждение на тему номера двумя местными экспертами. На странице слева приведены самые яркие авторы, которые прославились тем, что снимают снэпшоты. К примеру Брюс Дэвидсон, Дайана Арбус, Гарри Виногранд, Виджи, Лии Фридландер и другие.
Эта иллюстрация на тему раскрытии “темы”. Как развивалась и продолжает развиваться конкретное направление фотографии. К вопросу, о том какой путь может быть правильными или истинным. Он вообще может быть один единственный? Пусть цветут все цветы!
Далее в продолжении основной темы выпуска в журнале приводятся серии авторов. Серия Шо Нииро (Sho Niiro) “Peeling City”. Снято на Pentax 645D
Ещё один пример яркой верстки фотосерии фотографа (Dodo Arata). Ко всем снимкам приводятся технические параметры. Технофилы будут довольны.
После пачки авторских фотографий следует статья, которая призвана формировать тренды. Вдохновленный главной темой человек может пойти на улицу и куда-нибудь вляпаться. В данном материале, к примеру, написано о том, что можно, а что нельзя снимать. Тонкие юридические и моральные аспекты.
Фотография техническое хобби. Куда же без техно-обзоров? Но, о боже, обзор на пленочную камеру в 21 веке? А почему нет? И да, за такой пример снимка мне бы устроили разнос в редакции.
Больше графиков богу графиков! То есть, что хочется сказать… Тут и овцы целы и волки сыты, однако, техническим аспектам уделено порядка 30% всего номера и ближе к концу. 60% отдано настоящей фотографии и в начале, а оставшиеся 10% это реклама между. Нашему человек это сложно понять.
Получив эстетический и технический заряд самое время познакомиться с тем, что сейчас развешено в галереях. Гид по фотовыставкам на месяц. Тебе всё собрали и на блюдечке подали. Не прекрасно ли?
Ближе к концу журнала идут небольшие тематические рубрики. Это фотоконкурсы, проводимые самим изданием, рассказы одного снимка, популярные снимки из сети и истории первых снимков начинающих фотолюбителей. Говоря проще журнал охватывает практически всех людей увлекающихся фотографией. Профессионалов и любителей, страстных фотолюбителей, любителей фототехники и совсем новичков. У каждого есть возможность быть изданным в журнале и так, как это видит автор, а не редакция. Редакция помогает автору.
А вот окончание журнала. Она отдана рекламе, но обратите внимание как подана. Особенно та, что с котом. Да, с обычным уличным котом, который был снят на камеру Fujifilm XT-2 с линзой XF100-400. Не выдающийся кадр, о котором вы мечтаете, не пластиковая модель, а обычный дворовый, прости господи, кот. Вы спросите, а в чём прикол, ведь я тоже так могу. И в этом вся фишка. В Японии потребители фототехники это рядовые фотолюбители. Нет никакого смысла публиковать в рекламе фотографию которую рядовой фотолюбитель не может сопоставить с собственными возможностями. Давайте теперь рассмотрим другой журнал Ниппон Камера.
Фотография напечатана на разворот. Автор Морияма Дайдо. Никакой рекламы, надписей и информации. Ничто не должно отвлекать от рассматривания снимка. К слову, заметили катушки из под фотопленки на фотографии? У Японцев вся соль в деталях…
Как и в Асахи Камера главное в журнале отдано фотографии. Вот красивые эротические снимки с девушкой. Процесс постепенного её раздевания занимает несколько разворотов.
А вот и шок. Грудь девушки я прикрыл катушкой, чтобы не пекло в попе у моралистов, а я случаем не попал в список запрещенных сайтов. Обратите внимание на что снята эро-серия. На поларойд и кассеты FP-100C. В нашем журнале такое публиковать не станут, скажут, что смысла нет. Но главное на левой странице новая серия другого фотографа на которой изображены дети. Как вам? Я считаю, что дети и сиськи это две самые важные вещи в мире. Редакторы или очень смелые или у японцев нет соответствующего навязанного в культуре кода.
Данная иллюстрация призвана раскрыть больше технические аспекты. А я делаю на этом акцент, чтобы ещё раз продемонстрировать, что в японских изданиях нет однобокого доминирования одних технологий над другой. Если есть фотография – значит она есть.
В продолжении техники и верстки. Цифровая фотография соседствует рядом с пленочной, черно-белая с цветной. А в плане верстки на странице слева нам дают возможность перевернуть журнал из горизонтального положения в вертикальное. Это не анархия, это свобода.
Портрет девушки. В Японских журналах по фотографии много естественных портретов красивых девушек. Без пошлого гламура, штукатурки, дорогущего света и нанятой армии визажистов. Конечно, индустрия гламура есть и в Японии, но подана она таким образом, что не вызывает отвращения. Даже у меня.
Техническая страничка с рассказом о камерах Olympus и объективах Zuiko.
Тематическая рубрика знаменитого американского блогера Джона Супала больше известного как Tokyocamerastyle. Рубрика называется Leica Camera Style. Джон долгие годы фотографирует людей с их фотоаппаратами и даже выпустил целую книгу с одноименным названием. К слову о Leica. Бренд Leica в Японии очень фетишизирован. Когда я был в Японии у меня создалось впечатление, что камер и аксессуаров Leica в этой стране больше, чем в Германии.
Пример оформления технической статьи журнала Ниппон Камера.
После технической статьи идет большая тема номера, которая рассказывает о знаменитых японских фотографах и их фотоаппаратах.
Один разворот.
Второй разворот. Думаю мне, как и вам, было бы интересно почитать об эволюционном техническом пути того же Сергея Максимишина или Георгия Пинхасова. У нас тоже есть свои имена, но только никто этим не занимается. Можно возразить, мол, зачем, если сам говоришь, что главное в фотографии это фотография. А тут я вам скажу, что это просто интересно. Мне не интересно, Максимишину не интересно, но от этого вопросов о том в каких кастрюлях кто варит меньше не становится. Это данность, мимо которой редакции пройти роскошь непозволительная.
Обзоры на объективы с кратким описанием, примерами снимков. В них вы не увидите рекламной воды с тупыми линиями на миллиметр и штампованных песен об улучшенной резкости.
Японские хипстеры с пленочными камерами.
Далее несколько разворотов примеров фотографий, которые присылают в редакцию читатели.
Тут я задаю главный вопрос. Много вы видите штампов, постобработки, гламура и безвкусных пейзажей?
Вот мы с вами и совершили путешествие в мир популярных японских журналов по фотографии. Объем журнала Ниппон Камера составляет в среднем 280 страниц, объем Асахи Камера 300 страниц. Стоят журналы в среднем до 500 рублей. Спросите меня захотел ли я купить такой журнал? Конечно! И я вам объясню почему. Потому что они живые. В них свободно публикуются совершенно разные фотографы, основной упор делается именно на фотографию, а технические статьи поданы человеческим языком. Чтение журнала напоминает игру, потому что верстается он динамично. Реклама ненавязчива и не забивает собой основное содержание. В конце этого материала я просто тихо помечтаю. Помечтайте и вы со мной, а потом давайте начнём что-то делать вместе… Вот вам в догонку флип-видео одного из номеров.
Пишите еще, вы — интересный автор, не только фотограф.
Спасибо за отзыв!
С удовольствием почитал , удачи …