Город Удзи, префектура Киото, Япония. Павильон Феникса – то, что привлекает туристов в город Удзи, что расположен вдоль дельты одноименной реки берущей свое начало из пресного озера Бива. Этот павильон входит в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, настоящее сокровище Японии. Он является частью буддийского храма Бёдо-ин построенного в 998 году. Японская монета номиналом в 10 йен была удостоена чести нести на себе изображение павильона Амида (Феникса). Но, как известно, у монеты есть две стороны.
Город Удзи очень молодой. Он был образован в 1957 году, но его население уже составляет без малого 200 000 человек. Конечно, исторически это место было заселено гораздо раньше. Богатая природа, протекающая мимо река, близость с городами Киото и Нара сделали эти земли популярными среди монахов и паломников во времена 11 века. Наиболее известными в городе Удзи сооружениями такого типа являются синтоиский храм Удзигами и буддийский Бёдо-ин. Также, город известен тем, что последние десять глав классической величайшей японской новеллы “Повести о Гендзи” автора Мурасаки Сикибу были написаны в Удзи.
Я прибыл в город ничего об этом не зная. Мой проводник сказал мне, что стоит посетить храм Бёдо-ин с очень красивым павильоном. Так я и сделал. Моё месячное путешествие по Японии подходило к концу. До города Осака, конечного пункта, оставалось всего ничего, поэтому, времени у меня было предостаточно. Осматривать город я начал в 7 утра. Большой мост через реку Удзи является местом притяжения туристов, а следовательно и местом сосредоточения малого бизнеса. Утром гулять по таким улицам приятно. В самом её начале меня встретил памятник с изображением Мурасаки Сикибу.
Это памятник тому самому автору “Повести о Гендзи”. Правее, по дороге к храму Бёдо-ин, располагаются многочисленные кафе, магазинчики с сувенирной продукцией и бары. Другой берег реки – полная ему противоположность. Такое ощущение, что со времен 11 века там мало, что изменилось. Разве только река множество раз меняла своё русло, а деревянные мосты сменились бетонными стилизациями.
Когда идешь по такому мосту, то в реке можно увидеть карпов, которые ждут корм, словно голуби на площади, а также туристические лодки. Фактически, пейзаж напоминает именно ту Японию, которую мы, туристы, представляем в своих мыслях и мечтаем увидеть на своих фотографиях. Поскольку я начал гулять достаточно рано, помимо рыб, меня развлекали гребцы на байдарках. Их тренировки дополняли общий пейзаж и отсылали к нашему веку, а не средневековой изолированной от всего мира Японии.
Погуляв с часик вдоль русла реки и по улочкам я направился к главным воротам храма Бёдо-ин. Это был первый раз, когда мое решение поиграть в очередь взяло верх над здравым смыслом. До открытия ещё минут сорок, а японские туристы уже тут как тут. Встаю в очередь. За десять минут до открытия главного сада очередь выстроилась такая, что очутись я в её конце сказал себе : “Да ну нафиг!”. Но я был в начале. К моменту открытия главных ворот к многочисленным паломникам-японцам стали присоединяться европейцы и китайцы. Последних было больше всего. Больше, чем даже самих японцев. Когда же храм открыли, то большая часть самых умных побежала, да, именно побежала, сразу же занимать другую очередь на покупку билетов в Павильон Феникса. Все побежали – и я побежал. Зачем? Ну, захотелось. Надо было довести начатое дело и увидеть одно из сокровищ Японии.
За вход в основной комплекс я заплатил в районе 1000 йен, точно не помню. Билет в павильон покупается отдельно ещё за 1200 йен. Несмотря на то, что я был одним из первых в очереди всё равно пришлось ждать ещё час, потому что павильон открывают на час позже основного комплекса. Итого больше двух часов в очередях. Утешал я себя лишь тем, что хвост после меня вёл до самых до ворот. Получается, это я ещё легко отделался. Что примечательно, в павильон пускают небольшими группами, не более двадцати человек каждые полчаса. На экскурсию дают двадцать минут, после чего павильон надо освободить для следующей группы. Объясняется это высокой степенью организации и желанием сократить нагрузку на культурное наследие.
Купив билет, я ознакомился с правилами поведения внутри павильона Феникс. Среди них был пункт “не фотографировать”. “Как, блин, так?” – возмутился я. Естественно, мое возмущение улетело в воздух. Мне объяснили, мол, идет реконструкция и будет некрасиво. Ага, сейчас, реконструкция у них идет… Да простят меня мои японские друзья, но запрет на съемку включал в себя не только посещение павильона Феникса, но и другие здания храмового комплекса Бёдо-ин. Понять власть имущих могу: Туристов там столько, а ведут они себя так нагло, что начни они совать палки со смартфонами куда не попадя точно бы что-нибудь разрушили. С другой стороны, я не смог принять тот факт, что я выстоял большую очередь и потратил немалые деньги на то, что моё сердце не трогает. Было решено снимать. Тайком.
Сперва немного увлекательной истории. Сам комплекс был построен в 998 году одним из высокопоставленных министров и служил для него летней резиденцией. Чуть позднее, после смерти чиновника, у его вдовы вилла была выкуплена членами клана Фудзивара, а затем превращена в буддийский храм Фудзивара-но-Йоримичи в 1052 году. Зал Феникс был построен годом позднее. Изначально павильон был посвящённ Будде Амиде. В 1336 году во время гражданской войны весь комплекс, за исключением зала с Буддой, был сожжен.
Сам зал своей архитектурой напоминает птицу: центральная часть это туловище, два коридора по бокам напоминают крылья, есть хвостовой коридор и выход к пруду словно голова. В центре зала располагается деревянная статуя Амида Будды или Амитабха. Амитабха является самой почитаемой фигурой школы Чистой Земли. В Японии даты строительства павильона совпадают с датами распространения школы Чистой Земли в широкие массы. Довольно длительный период времени эти учения считались прерогативой знати. Позднее, когда религия стала играть меньшую роль, зал Амиды стали называть Павильоном Феникса из-за двух покрытых золотом птиц Феникса находящихся на крыше по бокам крыльев-коридоров. Чудом сохранившаяся на протяжении столетий деревянная статуя Амитабхи в сочетании с высоким её религиозным значением сделали храмовый комплекс Бёдо-ин тем, чем он является сейчас.
Запустили нашу группу. Перед входом в зал необходимо снять обувь и головные уборы. Экскурсовод начинает рассказывать историю павильона, но понимаю я практически решительно ничего. Деревянная статуя почти достает до потолка. Своим размером она действительно впечатляет. Видно как потрескалось и почернело от времени дерево. Вокруг статуи имеются красивые росписи скорее всего напоминающие райские земли, в которые попадает верующий, если будет взывать к Амитабхе. Однако, разглядеть сюжеты очень тяжело из-за выцветшей краски, строительных лесов и деревянных ворот. В зале ведутся реставрационные работы. Ведутся они очень медленно, потому что нельзя позволить себе ошибиться с историей длительностью в 1000 лет.
После экскурсии по залу Феникса я сделал несколько дежурных снимков снаружи. Выпросил у японских студентов монетку достоинством в 10 йен, нажал на кнопку пару раз и поспешил удалиться из комплекса. Туристов там стало настолько много, что принимать дальнейшее участие в этом празднике жизни больше не хотелось. Для Японцев, для приехавших туда китайцев это действительно культовое место, но для меня, европейца, это чужая культура, которую я уважаю, но которая меня не тронула.
Немного погуляв по городу, а затем посетив ещё несколько красивых синтоистских и буддийских храмов в городе Удзи я сел на байк и покатился в сторону города Нара. Город Нара мне уже был знаком, потому что в своей первой поездке в Японию я успел насладится им в достаточной мере. Олени, вкусные печеньки и прекрасная погода – это всё встретило меня вновь. В этот раз я решил свернуть с туристической тропы и в результате нашел одну очень интересное место о котором уже не говорят в путеводителях, но которое в своё время была такой же визитной карточкой города, как и знаменитые олени. Об этой находке расскажу уже в следующий раз.