Блины комом или почему хорошо сразу не бывает.

георгий романов фотограф, georgiy romanov photographer

Суббота, масленичная неделя. В коей-то веке я решил побаловать себя в выходной день блинами. К блинам в планы были записаны также съемка видео и печать в тёмной комнате. Всё в один день. Стоит ли объяснять, что при таком плотном графике что-то обязательно пойдет не так?

Да нет, я иронизирую. Всё так. Просто, когда вокруг начинают ныть о “потраченном” производстве, о силе Китая, о том “ну, неужели нельзя сделать что-то такое и у нас” я просто мотаю головой и говорю: “Диванный эксперт…”. В теории я тоже знаю как надо сделать офигенно, да так, чтобы все одобрительно зачмокали и стали захлебываться слюной. В реальности же, чтобы довести любой проект от идеи до понятия законченного продукта нужно примерно 2-3 года. Минимум. И это постоянный путь совершенствования продукта. То есть ты что-то делаешь, делаешь с ошибками, а в следующий версии пытаешься их избежать встречая новые препятствия.   

 

Но вернусь к блинам. Тренировки в бассейне прибавили сил. Подъем в 6 утра каждый день сместил жизненный график. Всё это позволило увеличить собственную производительность. Незаметно, но достаточно эффективно, чтобы посмотреть на вещи под другим углом. Суббота моя началась как обычно в 6 утра. В 10 я вышел в город в надежде поесть блинов, но блинов не было. Все готовились к празднику. Захотел выпить медовухи. Её тоже не было. У нас действует сухой закон на праздниках, однако, это не мешает всем быть пьяными. В общем, первая часть дня не задалась. Настроение было почти испорчено, но его исправила видеосъемка. Мы снимали про дроны. Удивительно, но когда 4 камеры работают, все приходят почти вовремя и ничего не глючит, то в моей душе играет целый оркестр. Вечером, примерно в 19 часов, я принялся печатать. Сейчас уже 23 вечера. Обычно я уже сплю. Не сплю, потому что мне нужно промывать баритовые отпечатки в ванной, чтобы вымыть остатки фиксажа. У меня уже будет или недосып или я снова смещу свой график. От этого чуточку злой, но искусство, типа, требует жертв.

 

Я очень очень очень не хотел возвращаться в тёмную комнату. Годичный перерыв дал о себе знать. Однако, деньги в бумагу и химию вложены. Их надо возвращать в виде отпечатков, раз. Это проект, который надо доводить до конца, два. Мне также было интересно понять остались ли у меня чувства к даркруму. Чувства остались. Напечатать фотографии и держать их в руках – кайф! Теперь о ремесле. На то, чтобы напечатать одну лишь картинку у меня уходит три часа. Картинок у меня пять. Сперва всё подготавливаешь, затем делаешь пробы, после делаешь пробный отпечаток, делаешь финальный отпечаток, создаешь карту изображения, промываешь отпечаток в проточной воде, сушишь отпечаток.  После этого их надо ретушировать от пыли и царапин, а затем везти в багетную мастерскую. Когда данная цепочка завершена я думаю о трех вещах: о принтере, о том, что мог бы в это время писать статью или монтировать видео, о том, что пусть этим занимается тот, кто действительно болеет темной комнатой. Хотя, буквально год назад это не мешало мне пропадать в тёмной комнате днями напролет. Потом переклинило.

 

Мне нравится результат, мне нравится то, что я, спустя долгие годы, смог дойти до чистовой работы длительного хранения на самой дорогой бумаге. Мне льстит, что я смогу увидеть свою фотографию в дорогой рамке под дорогим стеклом. Это будет произведение искусства. Но это всё больше про ремесло, которым мне хочется заниматься всё меньше. Это тупик. Понимаете, нет совершенно ничего, чтобы однозначно говорило в пользу того или иного ремесла. Всё находится на уровне убеждений и веры. Веры в серебро, веры в то, что только истинный монохром вечен и так далее.

 

Чтобы достичь уровня печати произведений искусства потребовался не один год. Тут речь идёт не столько о живом опыте, сколько о росте культурном. Фотография у многих оседает в недрах жестких дисков. У меня тоже так было. Многие думают, что создание снимка заканчивается после нажатия на кнопку. Это не так. Это лишь вершина айсберга. Настоящую глубину этой кротовой норы можно познавать годами: идеи, проекты, выставки, частные галереи, музеи и так далее. Самая главная ошибка – думать об этом, как о цели.

 

Путь творчества не в конечной цели, а в дороге. Я выбрал своей целью истории, сам снимок или сюжет. Всё остальное это бонусы, которые не дают пока ровным счетом ничего, кроме портфолио. Будучи в дороге, что в творческой, что в настоящей, я понял одну простую вещь: нельзя быть заложником моды, надо адаптироваться и выбирать оптимальное для себя. Одной из причин моего падения интереса к классической фотографии было осознание пути, который ты можешь пройти. Дорога в классике проложена и уже мне известна. Это знание сделало приключение не столь интересным. В то же время, современные технологии, даже в сочетании с классикой, это дорога в неизвестном направлении. Это интересно и это заставляет колотиться мой мотор. Никто не знает, как надо, а это поле для экспериментов. Возможно, у меня не получится сказать что-то новое в визуальном языке, но жизнь в поиске уже интересна. Здесь не о чем жалеть.  

 

Вернусь к заводу и к тому, как я испортил новые детали. Я их действительно испортил. Сложность в том, что это опытная партия и права на ошибку не дают. Однако, это неизбежный процесс обучения. Умные люди на них учатся, а идиоты совершают снова. Поработав на классическом станке и освоив современный лазерный станок я могу сказать, что классика проигрывает в пух и прах. Единственное, что она ещё может классика чего не может лазерный станок – гравировать пластик. Лазер пластиковые детали просто сжигает. Но это вопрос к самому пластику тоже. Так вот, когда мы решали как поступить с бракованными деталями один из опытных мастеров сказал, что их надо отдать под покраску, а затем сделать на классике, потому что лазер уже не возьмет. Я сразу сказал, что никакой классики не будет – только лазер, только в будущее. И тут мне вспоминается мой фотоувеличитель и моя безудержная вера в аналог. Можно же ведь вернуться к классике, а можно ломать голову над поиском новых уникальных решений.

 

Не поймите меня неправильно. Вопрос не в том, что лучше или хуже, а в том, что работает. Работает для меня. В рамках моей страны, города, личной экономики. У меня был большой фотопроект из Японии на количество, сейчас у меня проект на качество. К фотографии добавилось видео, блог. Работу никто не отменял. Хуже проекта в голове может быть только незаконченный проект. У меня копится всё больше и больше незаконченных проектов, которые требуют времени. Пока я здоров, пока я полон сил мне нельзя придерживаться моды, чтобы мои собственные проекты умирали незаконченными. Так, на работе, чтобы не ошибаться с ответственными деталями, я подтягиваю свои слабые стороны: умение читать чертёж и наносить размеры. В отделе технического контроля меня уже знают как своего. Они уже не ругают, а помогают, потому что видят, что ошибок становится меньше. Также, я не боюсь говорить другим о том, что мне нужно, чтобы улучшить свою работу. О том, что нужна оснастка для фиксации детали, хорошая вытяжка и так далее. Снобы говорят о том, что раньше мастера на коленке могли подковать блоху, но это не более, чем романтизация прошлого. Они тоже “лажали” будь здоров, но у них не было того оборудования, которое доступно сейчас. Мой наставник тоже считает всё это глупостью, но пока у меня нет шаблонов на этот счёт, то лучше учиться делать всё на новом уровне. Уважай классику, двигайся вперёд.   

 

Тоже самое происходит и в творчестве. Нельзя просто сидеть и плакать об ушедшей культуре, эпохе. Нельзя позволить себе поддерживать моду. Нельзя позволить себе ничего не делать размышляя о высшем. Надо. Делать. Работу. Поработав в одной из лучших аналоговых фотолабораторий СРЕДА, побывав в гостях у самого безбашенного фотолюбителя Павла Дудникова в его тёмной комнате я понял, что мой поход в тёмную комнату на прежнем уровне был крайним. Я видел лучшее и хочу к нему стремиться, но своим путем. А что до блинов в моем городе на масленицу… Вы не поверите – почти все продавали шашлык. Пришлось купить хот-дог.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *