Мы рискуем остаться без фотонаследия.

Абстракционное изображение с найденной фотопленки 1955 года

Абстракционное изображение с найденной фотопленки 1955 года

 

Тема, которую я сегодня затрону касается не столько фотографии, сколько об отношениях нас с вами к самой фотографии. Она не очень хорошая, ибо затрагивает фотографию как наследие после смерти фотографа и нашего отношения к нему. 
 

Поводом для этого разговора стало известие о скоропостижной кончине двух широко известных в узких кругах фотографов. Это Сергей Чубаров и Борис Киреев. Внизу вы найдёте ссылки на странички авторов и другие интересные материалы. С Борисом я был знаком лично, мы часто общались, переписывались и он был тем человеком, с которым я мог обсудить все самые важные творческие вопросы. Я знал, что он поймёт меня и даст дельный совет. С Сергеем Чубаровым лично знаком не был, но его пейзажи подтолкнули меня к поиску собственного стиля. Когда я смотрел на его снимки, то чувствовал жжение в пятой точке от собственного бессилия и осознания того, что в пейзажной фотографии мне делать нечего. В общем, после пейзажей Сергея я понял, что говно и ушёл в уличную фотографию. 
 
 
Как я уже упомянул выше, Борис и Сергей были прекрасными фотографами, которые, безусловно, заслуживали куда больше, чем имели. Настоящие Фотолюбители! После себя они оставили не просто кусочек отечественной истории на пленке, а настоящий авторский взгляд  на современную историю. И мне хочется поразмышлять над тем, что с этим наследием станет. Стоит ли его сохранять, каким образом и почему одним снимки становятся ценнее других?
 
Заглавная страница flickr Бориса Киреева

Заглавная страница flickr Бориса Киреева

 
 
Нынешняя творческая среда очень суровая, потому что из-за массового увлечения фотографией и появления интернета выявлять новые таланты и раскрывать их стало делом практически невозможным. Те немногочисленные институции, которые существовали в доцифровую эпоху канули в лету и сейчас мы стоим на пороге, когда можем просто напросто просрать собственное же историческое наследие. Плюс ко всему наблюдается спад увлечения фотографией как таковой. Люди наигрались в фотографию.
 
 
Посещая блошиные рынки я довольно редко встречаю на них такой предмет как фотографию на бумаге. В стране Пушкина, Братьев Стругацких и Дарьи Донцовой нет и не было визуальной культуры, а следовательно нет понятия о том почему клочки бумаги с изображениями людей на них следует сохранять, а не выкидывать. Даже несмотря на массовое распространение фотографии само искусство фотографии остаётся уделом единиц. Которые, к тому же, зачастую замкнуты в собственном мире. 
 
И вот, когда такой нераскрытый талант уходит в мир иной встаёт вопрос о том, что делать с его наследием. Если его ближайшие родственники не имели понятия о том, чем он занимался, то зачастую все его труды отправляются  на свалку истории. Свидетелем тому я сам становился и не раз. Идёшь, бывало, по дворам, а там в контейнере черно-белые фотоальбомы с семейными фотографиями. Здесь уместно поставить еще один интересный вопрос. Вопрос исторической ценности самих снимков. 
 
 
 
Я сейчас не говорю о том, что есть хорошие или плохие снимки. Это дело вкуса. В понятие ценность я вкладываю интерес к фотографии со стороны как можно большего числа людей. Семейный альбом и называется семейным, потому что он имеет ценность для семьи. Когда внук смотрит на снимки деда или прадеда и не может понять, чем ценны эти снимки, то мы говорим об отсутствии связи поколений. 
 
И если с ценностью семейного альбома все более-менее понятно, то вот с ценностью для более широкой общественности все не так однозначно. Утрируя, семейный альбом президента Российской Федерации для нас с вами имеет большую ценность, потому что президент фигура публичная. Но как быть со снимками обычных людей и явлений сделанные такими же обычными людьми? Тех, что претендует на право называться искусством, но которые остаются в безвестности?  
 
Наследие? Мне все равно. Если ты умер, то ты умер, дружище!
Дэвид Бэйли.
 
Исследуя эту тему не мог не задуматься о том, что для этого делаю сам, но когда наткнулся на эту цитату из интервью, то все стало гораздо яснее. Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы париться о всех вещах на свете. Задача фотографа породить на свет хорошие фотографии и постараться заразить ими, если не всех, то хотя бы своё ближайшее окружение, чтобы уже они решали достойны эти снимки дальнейшей жизни или нет. Именно близкие друзья и родственники должны взять на себя роль буферов по сохранению культурного наследия авторов. Даже если сейчас все кругом говорят, что никакой ценности они не представляют и это не приносит никаких доходов. Как минимум, они имеют историческую ценность. 
 
И здесь я снова вернусь к фотографам. Чтобы наши близкие увидели в  фотографии ценность мы должны в свою очередь приложить все усилия. Мы должны делать интересные фотографии и показывать их. Показывать не только через интернет, но и через бумажные отпечатки, фотокниги и выставки. Если мы сами не будем демонстрировать окружающим интерес к искусству фотографии, то и другие интерес к наследию никогда не проявят. Вивьен Майер – скрытый фотограф из чулана у нас уже есть, поэтому занять эту нишу не выйдет.
 
Галерея Сергея Чубаров на сайте photounion

Галерея Сергея Чубаров на сайте photounion

 
Конечным двигателем любого ремесла является рынок. Авторская фотография – удел успешной экономики, где есть свободные средства для потребления произведений визуальной культуры. Она не относится к потребностям, что надо удовлетворять в первую очередь. И здесь мои полномочия, как эксперта, заканчиваются. Все, что я могу сделать, как фотограф, это прожить интересную жизнь и оставить после себя несколько хороших фотографий, а заодно пароли-явки от аккаунтов. Что с ними будет дальше – не моего ума дела. У нас много светлых умов, которые могут заняться дистрибуцией фотоискусства, но только в том случае, если на это будет социальный запрос. 
 
 
Пока мы вступаем в самую темную эру за всю историю фотографии. Портрет у нас ассоциируется с селфи в Instagram, никаких других видов портретов не существует. Фотография из снимка превратилось в фотку – сделай фотку, кинь фотку, как тебе фотка? Ее статус низведен до уровня каждодневного потребительства. Закручивание гаек в интернете относительно публикаций снимков обнаженной натуры, снимков случайных прохожих или любых других явлений, способных оскорбить чьи либо чувства, превращает основное место для хранения фотографий в один сплошной массив однообразной безвкусицы и нарциссизма. Изменяются сами нормы социального поведения.  Сейчас люди все больше беспокоятся по поводу неприкосновенности частной жизни и перестают разделять жизнь частную на жизнь общественную. Мы хотим, чтобы нас не замечали. Мы хотим жить серыми счастливыми жизнями. Тут я невольно задаюсь вопросом: а стоит ли такое общество оставить след в истории? Может оно и к лучшему?
 
А теперь, возвращаясь к основной теме ролика я хочу сказать, что единственной искрой света в этом мраке будут лишь такие фотолюбители как Чубаров и Киреев, которые производили и будут производить визуальные произведения искусства и которые, я очень надеюсь, нам хватит сил и мужества не прое**ть. У меня все. 
 
В завершении статьи хочется дать ссылки для ознакомления с творческим наследием указанных авторов. Cтраничка Бориса Киреева, Страничка Сергея Чубарова
 
 
Вы можете заказать книгу памяти Бориса Киреева, которую выпустила группа энтузиастов клуба rangefinder.ru
 
 
Странное видео интервью с Борисом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *